Аудит охраны труда

Полезная информация на тему: "Аудит охраны труда" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Аудит охраны труда

Охрана труда и пожарная безопасность
в учреждениях здравоохранения N 7, 2012

Стрельбицкая З.В.
Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда (СУОТ). Общие требования» придает особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.

Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедуру) получения и объективной оценки степени соблюдения установленных требований.

При проведении проверки (аудита) используют ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)»*. Указанный стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов СУОТ, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих СУОТ, а также организаций, в которых необходимо провести аудит СУОТ согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).
________________
* Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2009 N 284-ст.

Указания ГОСТ Р 12.0.008-2009 являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита. Стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.

Руководящие указания ГОСТ Р 12.0.008-2009 могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям законов или регламентов.

Внутренние аудиты, называемые «аудитами первой стороны», проводит для внутренних целей сама организация. Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые «аудитами второй стороны» и «аудитами третьей стороны». Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят:

— сертификацию организации работ по охране труда на соответствие требованиям нормативно-правовых актов, содержащим государственные нормативные требования охраны труда,

Принципы проведения аудита:

— этичность поведения;

— беспристрастность;

— профессиональная осмотрительность;

— независимость;

— подход, основанный на свидетельстве.

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Для определения целей необходимо рассмотреть:

— требования нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

— требования, предусмотренные контрактом;

— приоритеты руководства;

— требования СУОТ;

— риски организации;

— необходимость оценки поставщика;

— требования потребителя;

— потребности заинтересованных сторон;

— коммерческие намерения.

Пример.

Цели различных программ аудита:

— обеспечение выполнения требований к сертификации СУОТ на соответствие стандарту;

— проверка соответствия требованиям контракта;

— получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

— содействие улучшению СУОТ.

На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также:

а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;

б) частота проводимых аудитов;

в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту;

г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита;

д) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов;

е) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами;

ж) мнения заинтересованных сторон;

з) существенные изменения в организации или ее деятельности.

Ответственность за управление программой аудита возлагается на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками организации работ по охране труда, знаниями требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на область аудита.

Ответственные за управление программой аудита должны:

— определять цели и объем программы аудита;

— определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;

— внедрять программу аудита;

— вести записи по программе аудита;

— осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.

[3]

Процедуры программы аудита включают в себя:

а) планирование и составление планов-графиков аудитов;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;

г) проведение аудитов;

д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;

е) поддержание записей по программе аудита;

ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Аудит системы охраны труда

Аудит (независимая проверка, обследование) в области охраны труда

АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — независимая проверка положений охраны труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности и охраны труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.

АУДИТ в организации направлен на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ).

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и Аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение — это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению Аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба Аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Читайте так же:  Отпуск по уходу за ребёнком

Согласно ГОСТ Р 12.0.008- 2009 «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ . ПРОВЕРКА ( АУДИТ )», объектами Аудита (проверки) могут быть:

— требования законодательных актов и иные требования;

— цели и задачи в области охраны труда;

— планы мероприятий (программы);

— ответственность за соблюдение требований охраны труда;

— обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

— связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

— документация и управление документацией;

[3]

— управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

— готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

— мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

— несоответствия и профилактические действия;

— анализ со стороны руководства;

— степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний Аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний Аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ.

Оперативный (внеплановый) Аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель — сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер.

Целевой Аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов Аудита. Такие Аудиты включают в планы работы.

Комплексный Аудит проводится по всем возможным объектам Аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации.

Процесс Аудита включает сбор информации (в т. ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Полученные сведения проверяются путем наблюдения и измерений.

Итоги Аудита обычно интегрируют информацию как общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами .

Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет, в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете отражают следующую информацию:

— наименование проверяемой организации (подразделения);

— сроки проведения Аудита;

— обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

— выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

— выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего Аудита.

Аудит охраны труда

«Первый Партнер охраны труда» занимается проведением аудита в любой организации независимо от ее сферы деятельности и размеров. Это мероприятие позволяет определить, является ли существующая система и ее элементы уместными, адекватными и эффективными для достижения предприятием целей по обеспечению безопасности и охраны здоровья сотрудников, а также предотвращения несчастных случаев.

Такая проверка, являясь одним из средств оценки менеджмента, позволяет проанализировать эффективность работы, жизнеспособность и риски компании, в том числе выраженные в цифрах. Проведение аудита по охране труда помогает определить сильные и слабые стороны системы, проанализировать потенциальные риски и их последствия в условиях организации.

Аудит в области охраны труда: цели и виды проверок

Когда требуется провести проверку в области охраны труда? Аудит незаменим в следующих случаях:

  • при периодической оценке деятельности отдельного работника или службы фирмы;
  • перед проверкой контролирующими органами;
  • при смене собственника компании;
  • при изменении статуса, переходе в другое юридическое лицо.

Аудит оперативно выявляет самые слабые и проблемные зоны работ в области охраны труда> и позволяет определить способы их усиления. Он может использоваться как ступень, предшествующая сертификации, а также как отдельная услуга — для анализа эффективности и обеспечения прозрачности менеджмента.

Наш подход предоставляет заказчику возможность сформулировать собственные требования к системе, чтобы помочь в грамотном выстраивании политики по охране труда и определении пути по достижению её целей.

С чего стоит начинать аудит охраны труда?

Чтобы начать проверку, эксперт должен:

  • определить цели аудита по охране труда, его масштабы, методы и формы отчета;
  • определить состав анализируемой группы;
  • разработать индивидуальную программу.

Виды аудита охраны труда, которые мы проводим на предприятиях

  • Комплексный. В таком случае полностью анализируется текущее состояние системы путем проверки обязательных локальных нормативных актов предприятия, проводимых им мероприятий, а также системы безопасности жизнедеятельности. Комплексный аудит охраны труда охватывает все аспекты менеджмента, гарантируя 100 % выявление существующих и возможных нарушений.
  • Выборочный. В этом случае анализируется отдельная документация на предмет соответствия требованиям нормативных актов России. При этом учитывается сфера деятельности предприятия. В ходе выборочного аудита применяется уникальная эффективная методика, позволяющая в сжатые сроки проверить возможные проблемы по охране труда.

Что предлагает центр «Первый Партнер охраны труда»?

Эксперты выполняют грамотный независимый анализ системы обеспечения безопасности труда на предприятии заказчика.> Ведущие специалисты-аудиторы используют специальную методику, разработанную нашей компанией для проведения оперативной и крайне эффективной проверки системы. В результате вам предоставляется независимая оценка по методу «360 градусов».

По результатам аудита охраны труда на предприятии заказчику выдается отчет, включающий:

  • общую оценку работы системы управления и отдельных ее блоков;
  • список недостающей документации со ссылками на соответствующие нормативные акты;
  • заключительный акт руководителя анализируемой группы, в том числе включающий ссылки на нормативные акты, по которым найдены нарушения;
  • список первоочередных задач по устранению нарушений;
  • развернутые рекомендации по оптимизации процессов на предприятии;
  • презентационный материал, содержащий независимую оценку.>

АУДИТ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА: скрупулёзно и детально, но быстро и экономно — НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

АУДИТ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА: скрупулёзно и детально, но быстро и экономно

Рады предложить Вам проведение аудита системы охраны труда Вашей организации.

Читайте так же:  Этапы формирования результата

Эта операция имеет смысл, если в Вашей организации уже ведутся работы по охране труда, разработана и действует документация по охране труда, но Вы сомневаетесь в их достаточности и актуальности.

Аудит охраны труда представляет собой комплексную оценку соответствия деятельности Вашей организации по охране труда требованиям действующих в Российской Федерации нормативно-правовых и нормативно-технических актов по охране труда с последующим оформлением соответствующе го заключени я , содержаще го сведения о выявленных несоответствиях и рекомендации по их устранени ю, а также обо всех возможных негативных последствиях для Вашего бизнеса при отказе от устранения выявленных нарушений (административные штрафы, приостановки деятельности, дисквалификации и т.п.) .

Сроки проведения: от 1 до 4 недель

в зависимости от размеров и видов деятельности Вашей организации.

Базовая цена аудита ОТ, рублей

рабочие и линейные ИТР отсутствуют

Производственные, торговые, складские, монтажные, эксплуатирующие, охранные организации, организации общественного питания, сферы услуг с численностью до 50 работников

Организации энергетики, химической промышленности, металлообработки и прочих вредных и опасных для работников отраслей

  • разнообразными видами деятельности / выпускаемой продукции (многопрофильные),
  • значительной численностью работников,
  • сложной структурой (в том числе сетевой),
  • территориально обособленными подразделениями / многоуровневой системой охраны труда,
  • сложнодоступным месторасположением объектов, на которых будут проводится работы по охране труда,
  • эксплуатацией опасных производственных объектов (промышленная безопасность)

стоимость аудита системы охраны труда может быть увеличена пропорционально трудоемкости процедуры.

о местонахождении Ваших производственных/складских/торговых/офисных и прочих объектов,

о численности работников в Вашей организации вцелом и по объектам,

Видео (кликните для воспроизведения).

Как это работает?

Работа нашего специалиста, проводящего аудит системы охраны труда в Вашей компании состоит, как правило, из двух этапов:

1. Сбор сведений об имеющейся у Вас документации по охране труда (журналах, приказах, положениях и т.д.), ведущихся работах по охране труда (внутренние проверки условий и исполнения требований охраны труда, наличия и применения работниками средств защиты, обучение и инструктажи всех видов, медосмотры и т.п.), распределении функций по охране труда и ответственности между руководителями и специалистами компании и много другое. Для этого наш сотрудник приезжает к Вам в офис, на объекты (склады/производство/строительство и т.п.), задает вопросы, изучает документацию.

2. Анализ собранных сведений и составление заключения, содержащего объективную картину выявленных нарушений требований охраны труда, сведения о возможных проблемах, которые могут возникнуть, если не принять меры к устранению выявленных нами нарушений, наиболее рациональных мерах по устранению выявленных нарушений.

Заключение представляется на Ваше рассмотрение. Наш специалист его комментирует, отвечает на Ваши вопросы. На этом аудит завершен, но если Вы неудовлетворены состоянием дел по охране труда в Вашей организации и принимаете решение о постановке системы охраны труда или о привлечении наших сотрудников в качестве внешних специалистов по охране труда, то наша совместная работа продолжается.

Гарантия качества аудита системы охраны труда

Аудит охраны труда

Трудовое законодательство никогда не стоит на месте: постоянно развиваясь, оно предлагает нам все новые нормативные правовые акты или поправки к ним. Чтобы контролировать все изменения, а самое главное, соответствовать новым правилам, следует регулярно проводить аудит требований охраны труда. О том, как провести внутренний аудит охраны труда, мы писали ранее; сегодня мы предлагаем Вам пройти внешний экспресс-аудит при помощи специалистов Центра профессионального развития «Эксперт».

[2]

Аудит требований охраны труда: содержание

Что мы будем проверять?

Количество локальных нормативных документов, требующейся в Вашей организации, варьируется от 20 до 75. Готовясь ко встрече, специалист формирует начальный список, опираясь на данные о Вашей организации из открытых источников, а все тонкости обсуждает уже на месте.

Чаще всего этими документами являются приказы о назначении ответственных за мероприятия по охране труда, списки и перечни, приказы об утверждении положений и всевозможные журналы.

Аудит требований охраны труда: зачем?

Существует много причин, по которым Вам может потребоваться аудит требований охраны труда, мы подобрали наиболее часто встречающиеся:

  • Вы решили привести охрану труда в порядок, но до конца не уверены, что весь этот перечень документов требуется Вашей организации;
  • Вы готовитесь к важному для Вас тендеру и Вам необходимо понимать, соответствует ли имеющаяся локальная документация требованиям охраны труда;
  • Вы готовитесь к проверке государственной инспекции по труду, и хотите избежать каких либо штрафов.

Аудит требований охраны труда: этапы

Внешний аудит требований охраны труда проводится в четыре простых этапа:

  1. Запишитесь на экспресс-аудит по охране труда. Сделайте это по телефону +7 (812) 374-60-40, или при помощи онлайн-заявки на нашем сайте. Наши специалисты сразу же свяжутся с Вами и согласуют время визита эксперта.
  2. Побеседуйте с экспертом. Как правило, сам экспресс-анализ занимает не более 30 минут. Однако, если Вам захочется задать дополнительные вопросы, специалист с готовностью задержится и ответит на них.
  3. Просмотрите результаты анализа на месте. Предварительные результаты анализа локальной документации по охране труда будут готовы уже к концу беседы и останутся у Вас на руках.
  4. Получите подробный и понятный отчет. В течение 2-3 рабочих дней на указанный Вами email будет выслан подробный и понятный отчет о соответствии Ваших документов требованиям охраны труда, а также шаблоны недостающих Вам документов.

Согласно нашей политике конфиденциальности мы не разглашаем полученные в ходе экспресс-аудита данные третьим лицам. Для нас это настолько важно, что данное обещание отражено в отдельном пункте договора.

Аудит требований охраны труда: сколько стоит?

Подведём итог, что же Вы получите в результате проведения экспресс-аудита требований охраны труда:

  • выезд технического специалиста на территорию Вашей организации;
  • установление соответствия локальной документации требованиям охраны труда;
  • подробный и понятный отчет о текущем состоянии документов по охране труда;
  • оказание консультационной поддержки по охране труда в течение 1 месяца;
  • предоставление 5 любых шаблонов недостающих Вам документов на выбор.

Стоимость оказания услуги экспресс-аудита требований охраны труда составляет 2 500 рублей. Позвоните нам по телефону +7 (812) 374-60-40 или заполните форму онлайн — наши специалисты в кратчайшие сроки свяжутся с Вами и согласуют визит специалиста.

Читайте так же:  Собираем всю необходимую документацию для открытия ночного клуба

Хотите обсудить идею с руководством Вашей организации? Скачайте и распечатайте наше коммерческое предложение, чтобы разговор был максимально предметным.

Аудит требований охраны труда: подготовка к проверке ГИТ

Если Вы готовитесь к проверке Государственной инспекции по труду, Вам стоит погрузиться в вопрос аудита несколько глубже. Для Вас мы организуем «репетицию проверки» государственного инспектора по проверочным листам, которые утвердили в январе 2018 года. Стоимость услуги Вы можете уточнить у наших специалистов.

ОХРАНА ТРУДА ПОД КЛЮЧ
ГОТОВЫЕ ПАКЕТЫ ДОКУМЕНТОВ

или подберите свой пакет, используя

Обратитесь за бесплатной консультацией 407-24-97
928-26-48

Трудовой кодекс: аудит системы управления охраной труда

К ноябрю 2017 года Минтруд России подготовил новый проект фактически всего раздела X Трудового кодекса (раздел 10 «Охрана труда»). Эти изменения были инициированы, прежде всего, для решения задач совершенствования механизма предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости. В 2018 году данные изменения будут рассматриваться Госдумой.

Одно из интересных и неожиданных нововведений в Трудовой кодекс – введение понятия «Аудит охраны труда». Ранее в Трудовом кодексе этого не было. Давайте посмотрим, что законодатель предлагает нам понимать под аудитом охраны труда и как этот инструмент будет работать.

Итак, законодатель в статье ТК № 214 «Обязанности работодателя в области охраны труда» среди прочего, указывает, что «работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ), систематическую оценку ее эффективности, в том числе путем внутреннего и (или) внешнего (независимого) аудита».

Как видим, проведение аудита попало в перечень обязанностей работодателя и носит фактически носит императивный характер. Данную статью следует понимать именно таким образом – работодатель обязан проводить аудит, это составная часть оценки эффективности СУОТ. Можно не сомневаться в том, что у инспекторов ГИТ в проверочных листах (чек-листах) появятся позиции по оценке выполнения работодателем данного вида государственного нормативного требования.

По-прежнему, как в старые добрые советские времена государство очень глубоко пытается погрузиться в то, что связано с управлением на уровне организаций. Казалось бы, это дело работодателя – выбирать инструменты для оценки эффективности функционирующей у него системы управления охраной труда. Но, теперь в Трудовом кодексе появился условно обязательный внутренний/внешний аудит (охраны труда, или системы охраны труда).

Надо отметить, что несмотря на фактическую обязательность аудита, пока не понятно о каком именно аудите идет речь: это исключительно аудит в системе оценки эффективности системы управления охраной труда? Или это аудит системы управления охраной труда? Или это аудит охраны труда в организации? Все эти варианты имеют право на существование. Поскольку формулировка в проекте Трудового кодекса пока недостаточно четкая и ясная. Возможно, Минтруд России выпустит в последующем нормативный правовой акт более низкого уровня, более подробно раскрывающий формат реализации данной статьи Трудового кодекса.

Пока же мы можем исходить из того, что скорее всего, это именно Аудит системы управления охраной труда. Реальность в этом случае такова, что данный аудит охватывает все аспекты, связанные с охраной и безопасностью труда в организации.
Уже сейчас, до принятия поправок в раздел 10 Трудового кодекса, очевидно, что для проведения такого аудита системы управления охраны труда у многих работодателей недостаточно внутренних компетенций, имеющихся у службы охраны труда. Тем более, что уровень профессиональной квалификации кадров из охраны труда оценивается как недостаточный. Поэтому одним из выходов из данной ситуации мы видим подготовку Минтрудом Методических рекомендаций по проведению аудита системы управления охраной труда. При этом также остается открытым вопрос – у многих работодателей даже при наличии самого подробного методического инструментария не хватит внутренней квалификации для проведения данной работы.

Аудит охраны труда

Аудит охраны труда

Аудиторская документация может быть показана в форме данных на бумажных, электронных или иных носителях. Документация аудита должна содержать информацию, необходимую для подготовки достоверного аудиторского отчёта, а также для возможности последующего контроля качества аудита.

Проведение аудита рекомендуется при подготовке к плановым и внеочередным проверкам соблюдения законодательства о труде Государственной инспекцией труда и Прокуратурой, при смене лиц, отвечающих за охрану труда. Аудит охраны труда занимает от одной до 3-х недель в зависимости от размеров и видов деятельности Вашей организации. По результатам аудита охраны труда Вы можете принять решение о целесообразности заказа дальнейших услуг, таких как разработка документов по охране труда или аутсорсинг охраны труда.

Аудит охраны труда поможет Вам:

— Узнать квалификацию специалиста по охране труда.

— Подготовить предприятие к государственным проверкам.

— Привести локальные нормативные акты компании в соответствие с действующим законодательством.

— Свести к минимуму вероятность травм и аварийных ситуаций.

— Повысить уровень культуры охраны труда на предприятии.

3.5. Аудит системы управления охраной труда

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда [20].

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Читайте так же:  Поиск кредита – на что обратить внимание

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть [16]:

— требования законодательных актов и иные требования;

— цели и задачи в области охраны труда;

— планы мероприятий (программы);

— ответственность за соблюдение требований охраны труда;

обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

— связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

— документация и управление документацией;

— управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

— готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

— мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

— несоответствия и профилактические действия;

— анализ со стороны руководства;

— степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин [16].

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) [16]. Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

— объект и область аудит;

— сроки проведения аудита;

— состав аудиторской группы;

— документы, на соответствие которым проводится проверка;

— дату представления отчета об аудите;

— должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Читайте так же:  Оформление командировки на личном транспорте

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных. Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

— зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

— оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

— подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

— установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

— подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

— поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

— поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

— поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет, в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

— наименование проверяемой организации (подразделения);

— сроки проведения аудита;

— обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

— выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

— выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

— эмоциональные или спорные утверждения;

— любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком;

— сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

— план (программа) и график проведения аудита;

— письменное уведомление об аудите;

— итоговый аудиторский отчет;

— заполненные контрольные листы;

— копии планов корректирующих действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  3. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  4. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
Аудит охраны труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here