Государственная гражданская служба в рф — что это такое

Полезная информация на тему: "Государственная гражданская служба в рф — что это такое" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 10)

Глава 1. Общие положения

>
Государственная служба Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Принципами гражданской службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о гражданской службе;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами государственных органов.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

[3]

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  • высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего (ст.ст. 13 — 20.2)

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

>
Гражданский служащий
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями.
Читайте так же:  Больничный лист при бытовой травме

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государственная гражданская служба

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно федеральному закону от 27.05.03 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1. Государственная гражданская служба.

1.1. Федеральная государственная гражданская служба.

1.2. Государственная гражданская служба субъекта РФ.

2. Военная служба.

3. Правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности страны. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Регулированием отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется:

— Федеральным законом от 27.05.03 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

— Федеральным законом от 27.07.03 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

— Другими Федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

— Уставами, конституциями субъектов РФ, законами и нормативно-правовыми актами субъектов.

— Нормативно-правовыми актами государственных органов.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1. единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

2. единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий, государственного пенсионного обеспечения гражданских служащих и муниципальных служащих;

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и должности, устанавливаемые Конституциями и уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Принципы государственной гражданской службы

— Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

— Профессионализм и компетентность государственных служащих;

— Равного доступа граждан РФ к государственной гражданской службе и условий для ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии;

— Стабильности гражданской службы;

— Доступности информации и государственной гражданской службе;

— Единство правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта РФ;

— Защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

— Взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8666 —

| 7102 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственная гражданская служба – виды и принципы

Виды государственной гражданской службы

В зависимости от сферы влияния гражданская служба бывает следующих видов:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  1. Государственная. Является основополагающей и самой объемной частью. Обеспечивает функционирование власти (законодательной, исполнительной) на федеральном уровне, а также действующей на уровне субъектов РФ. Специально для этого был сформирован список необходимых должностей для граждан, в рамках которых они осуществляют деятельность. Также всегда есть список квалифицированных лиц, находящихся в резерве кадров, которых можно привлечь к работе в случае необходимости.
  2. Военная. Имеет огромное значение как внутри страны, так и за пределами, поскольку должна обеспечивать неприступность государственных границ, устранять угрозы военного характера, обеспечивать оборону. В свою очередь подразделяется на добровольную (человек вправе получить должность по собственному желанию, пройдя отбор либо заключить контракт) и призывную (все мужчины имеющие возраст 18-27 лет, подлежат мобилизации в ряды вооруженных сил, при отсутствии заболеваний, мешающих этому). Как правило, результатом прохождения такой службы, является присвоение воинских званий исходя из заслуг, занимающего должность. Многие обязаны хранить в секрете государственные тайны.
  3. Правоохранительная. Ведомство должно отвечать за безопасность, законность и правопорядок, осуществлять борьбу с преступностью, защищать права и свободу граждан. Эта служебная деятельность относится только к разряду профессиональной с присвоением специальных званий и чинов.
Читайте так же:  Правовое регулирование вопроса

Все лица, занимающие должности, независимо от их вида проходят постоянную подготовку и повышают свою квалификацию, согласно вносимым в законодательство страны изменениям.

Представители гражданской службы в своем большинстве имеют специальную форму одежды, утвержденную правительством РФ, по которой всегда можно определить его принадлежность.

Правовые акты, регулирующие государственную гражданскую службу

Государственная гражданская служба имеет строго определенные функциональные положения. Ее регулирование производится в соответствии с:

  • Конституцией РФ от 23.12.1993 г. являющейся главным нормативно-правовым актом государства.
  • Законами Федерального значения за номерами 58 и 79: «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также регулировать особенности в прохождении гражданской службы имеют право законы (федеральные), имеющие отношение к данной тематике.
  • Изданными президентскими указами.
  • Постановлениями, принятыми Правительством РФ.
  • Актами федеральных органов (нормативными и правовыми).
  • Прочими актами норм и права субъектов РФ наряду с их Конституциями (при наличии), законами и Уставами
  • Актами органов государства, имеющими нормативно-правовую направленность.

Допустимо применение правил международных договоров РФ, в случае, если они отличаются от тех, которые предусматривают, приведенные выше Законы.

Федеральная государственная гражданская служба

Определяется как гражданская деятельность в составе разных подразделений федеральной службы, обеспечивающая все условия для полной реализации полномочий, которыми наделены государственные органы или отдельные лица (Конституция касается этого направления в статье 71).

В первую очередь – это 3 вида власти:

  1. Законодательная. Состоит из Федерального собрания, имеющего 2 палаты: Совет Федерации и Госдуму. Здесь должности имеют выборную основу, в соответствии с избирательным правом по результатам всеобщих выборов. Данные аппараты имеют права по принятию законов, бюджетов и должны осуществлять парламентский контроль над действиями исполнительной власти.
  2. Исполнительная. Базируется на основе Правительства, министерств, федеральных служб и комитетов РФ по всем направлениям обеспечения жизнедеятельности населения. Служащих принимают на работу путем назначения. Представители данной власти должны реализовывать меры по исполнению всех принятых законов, управлять различными сферами и отраслями строительства (государственного и хозяйственно-культурного).
  3. Судебная. Сюда входят все виды судов, которые призваны осуществлять судопроизводства уголовных, гражданских, конституционных и административных направленностей. Замещение должностей, как правило, происходит на конкурентной основе.

Государственная гражданская служба в субъектах

Инициатором этой службы выступает исполнительная власть соответствующего федерального органа. Она является его аналогом в меньшем объеме и представителем в рамках конкретной территории, называемой субъектом. Имеет свои законы и правовые акты, не противоречащие федеральным. При этом учитывает особенности местоположения, численности и состава населения с их потребностями и др.

Все решения, касающиеся служебной деятельности в субъектах, перед принятием согласовываются с подобными органами в Федеральной службе, а именно:

  • образование, внесение изменений в работу и закрытие территориальных аппаратов госслужбы;
  • утверждение в должности и освобождение от нее руководителей в субъектах РФ;
  • определение структуры аппарата в области ее численности, штата и фонда заработной платы.

Обязательства в вопросах финансирования деятельности органов службы возлагается на средства бюджетов в соответствующих субъектах РФ, поскольку именно они являются нанимателями на должности.

Конституция РФ в ст. 72 говорит, о кадрах всех органов (правоохранительных, судебных, адвокатских и нотариальных), которыми РФ располагает совместно со своими субъектами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принципы государственной гражданской службы

Чтобы обеспечивать полное функционирование институтов государственной гражданской службы необходимо брать за основу несколько принципов:

  • Человек со своими правами и свободами – это приоритетное направление.
  • Основы гражданской службы в области права и организации деятельности должны быть едиными на федеральном и региональном уровнях.
  • Предоставлять в одинаковой мере возможность поступления на гражданскую службу, и равные условия для всех людей, знающих государственный язык. При этом это может быть как мужчина, так и женщина, любой расы, национальности и происхождения. Проживать в какой угодно части страны, имея при этом различное положение в вопросах имущества и должностей. Гражданин имеет право исповедовать какую-то религию либо быть атеистом. Убеждения могут быть всевозможными, так же как и вхождение в общественные объединения. Если обстоятельства не играют роли для профессиональных и деловых качеств претендента на должность, то они не берутся в расчет.
  • Служащие должны иметь достаточный уровень компетентности и профессионализма.
  • Стабильность деятельности.
  • Доводить до сведения людей в доступной форме информацию, касающуюся гражданской службы.
  • Взаимодействовать с социальными организациями и отдельными гражданами.
  • Давать защиту служащим при выявлении неправомерных вмешательств в их деятельность, являющуюся служебной.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Законодательная база

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).
Читайте так же:  Технология выращивания зеленого лука – какое должно быть помещение для выращивания зеленого лука

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

[3]

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Высшие должности

Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.

Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.

В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.

Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.

Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.

Главные должности

Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.

Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.

Ведущие должности

Должности, принадлежащие к ведущей группе федерального уровня, имеют классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Для регионального уровня этой же группы установлен классный чин советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Читайте так же:  Полный список документов для оформления ипотеки

Старшие должности

Госслужащие старшей группы федеральных структур госвласти имеют чин референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

К старшим должностям организаций и учреждений субъекта Российской Федерации относятся чин референта государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Младшие должности

В самом начале карьерной лестницы госслужбы стоят должности младшей группы.

К ним имеют отношение те из них, которым присвоен классный чин секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Если же должность относится к субъекту РФ, то для нее установлен чин секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Государственный гражданский служащий – это. Понятие, права и обязанности государственного гражданского служащего

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

[2]

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе – одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ – приказ или акт — и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба – подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба – может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации – Конституцию, федеральные и региональные законы – и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.
Читайте так же:  Что подразумевается под автокредитованием

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий – это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные – государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая – референты;
  • младшая – секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников – это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти – федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям – классным чинам – от младшей до высшей группы должностных лиц.

Источники


  1. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  2. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Государственная гражданская служба в рф — что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here