Отказ в регистрации юридического лица

Полезная информация на тему: "Отказ в регистрации юридического лица" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Может ли налоговая отказать в регистрации ООО

Процедура государственной регистрации ООО и других хозяйственных обществ достаточно строго регламентирована российским законодательством. Исходя из действующих норм права, Налоговая служба (ФНС) — орган, отвечающий за внесение сведений о фирмах в государственный реестр, может в тех или иных случаях принимать отрицательные решения касательно соответствующей регистрации. Чем это может быть обусловлено? Какими могут быть ответные действия учредителя хозяйственного общества?

Почему ФНС может отказать в регистрации хозяйственного общества?

Если в налоговой отказали в регистрации ООО, то это практически всегда обусловлено тем, что ФНС при проверке документов и сведений об учредителе фирмы обнаружило то или иное основание для отказа во внесении сведений о хозяйствующем субъекте в государственный реестр. К таковым основаниям относятся:

Стоит отметить, что если на момент подачи документов на регистрацию юрлица в ФНС не завершен судебный спор или третейское разбирательство о величине доли в уставном капитале ООО либо иной подобный спор, то данное обстоятельство никак не влияет на возможность государственной регистрации компании.

При наличии тех или иных оснований об отказе в регистрации ООО инспекторы ФНС издают решение по установленной форме. Рассмотрим его специфику.

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54

Что представляет собой решение об отказе в регистрации ООО?

Рассматриваемое решение должно отражать, прежде всего, конкретные основания для отказа ФНС в регистрации фирмы. При этом, в документе должны быть ссылки на нарушенные нормы права, что регулируют порядок регистрации предприятия или предоставления документов учредителем.

Решение выносится Налоговой службы в те же сроки, что установлены для осуществления государственной регистрации хозяйственного общества. Изданный документ установленным способом передается учредителю ООО, подавшему документы на регистрацию фирмы, или же его представителю, имеющему необходимые полномочия — которые заверяются нотариально. В общем случае — по почте (на адрес, фигурирующий в поданных документах).

Если документы на регистрацию подавались через многофункциональный центр, то через него же ФНС направляет решение заявителю. Если для этого задействовались электронные каналы, то решение ФНС направляется заявителю на его электронный адрес (но по запросу учредителя также выдается бумажный вариант решения).

Что делать при отрицательном решении ФНС?

Как быть учредителю фирмы, если Налоговая служба отказала ему в регистрации ООО? Варианты здесь могут быть следующие:

1. Оспаривание действий ФНС в судебном порядке.

Данный сценарий предполагает детальное рассмотрение причин отказа в регистрации компании — с учетом формулировок, приведенных в решении ведомства, возможно — с привлечением квалифицированных экспертов. В случае, если обнаружится явное несоответствие действий ФНС положениям закона, то, безусловно, имеет смысл инициировать подачу иска к налоговикам.

Необходимо будет подготовить достаточную доказательную базу, которая может быть предъявлена суду в рамках слушаний. В ее составе может присутствовать самый широкий спектр различных документов, многие из которых должны заверяться нотариально, соответствовать по форме и структуре требованиям, закрепленным законодательно.

Судебные издержки при инициировании соответствующего иска к ФНС могут быть достаточно высоки, однако, в конечном итоге они способны оправдать себя. При принятии судом решения в пользу истца проигравшая сторона компенсирует данные издержки. К тому же, истец впоследствии сможет зарегистрировать предприятие и начать успешный бизнес.

2. Подать документы на регистрацию фирмы повторно — с учетом формулировок, приведенных в решении ФНС об отказе внести сведения о хозяйствующем субъекте в государственные реестры.

Перечень оснований для отказа Налоговой службы в регистрации ООО четко закреплен на уровне федеральных нормативных актов. Особого пространства для толкования данных норм пронаблюдать сложно, поэтому маловероятно, что ФНС, не видя явного несоответствия поданных документов установленным требованиям, намеренно будет трактовать нормы права не в пользу предпринимателя.


Поэтому, позиция ФНС, закрепленная в решении об отказе в регистрации фирмы, в большинстве случаев обоснована, и, вместе с тем, применена в рамках достаточно прозрачного правового механизма, когда каждой из сторон правоотношений, в принципе, ясны причины принятия соответствующего решения налоговиками.

Таким образом, у учредителя, имеющего на руках решение ФНС, в котором однозначно приведены основания для отказа в регистрации фирмы, будут хорошие шансы зарегистрировать ООО со второго раза — при условии уделения достаточного внимания исправлению недочетов, обнаруженных ФНС при первой попытке внесения сведений о фирме в государственные реестры.

Следует иметь в виду, что при повторной подаче документов на регистрацию фирмы в ФНС необходимо еще раз уплатить государственную пошлину в установленном размере. Правомерный отказ Налоговой службы в регистрации предприятия не может быть рассмотрен в качестве основания для зачета уже уплаченной в бюджет суммы в рамках соответствующей пошлины.

При задействовании второго сценария имеет смысл запросить у ФНС дополнительные консультации — возможно, того инспектора, который и принимал решение по регистрации компании, изучая документы, что были предоставлены учредителем ООО. Безусловно, могут пригодиться и консультации сторонних экспертов — в частности, юристов, имеющих опыт в разрешении сложностей с регистрацией компаний.

Законодательством РФ предусмотрен ряд оснований для отказа Налоговой службы — государственного органа, который осуществляет регистрацию юридических лиц, во внесении сведений о том или ином хозяйствующем субъекте в государственные реестры. В основном, подобные решения ФНС принимаются:

  • в связи с недоработками учредителей, подающих документы на регистрацию, при подготовке соответствующих документов;
  • в связи с несоответствующим статусом учредителя (например, если ранее заявитель занимался бизнесом, который остался должен бюджету).

Законом могут быть предусмотрены и иные основания для принятия ФНС отрицательного решения по регистрации фирмы.

Так или иначе, данное решение должно быть документально закрепленным и мотивированным. В нем должны отражаться объективные причины позиции ФНС — с обязательной ссылкой на регулирующее законодательство.

При получении отказа учредитель ООО может оспорить действия налоговиков в суде (подготовив необходимую доказательную базу) или же направить документы на регистрацию повторно (проработав указанные в решении ФНС причины отказа ведомства в регистрации фирмы). Во втором случае имеет смысл запросить консультации по регистрации компании непосредственно в Налоговой службе.

Читайте так же:  Почему стоит выбрать ипотеку в газпромбанке

Отказ в регистрации юридического лица

Содержание статьи

Вопрос о регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерного общества (АО) регламентируется одним законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Регистрация новых юридических лиц обычно не вызывает проблем, но бывают исключения, когда приходит отказ из регистрирующего органа.

Причины отказа в регистрации юридического лица

В законе предусмотрено обязательное указание регистрирующим органом основания отказа со ссылкой на норму.

Причинами отказа в регистрации юридического лица могут быть:

[3]

  • неполный пакет предусмотренных документов для регистрации,
  • документы поданы не в тот регистрирующий орган,
  • документы поданы без обязательного нотариального удостоверения,
  • подпись на заявлении о регистрации поставлена ненадлежащим лицом,
  • наименование юридического лица не соответствует законодательству,
  • сведения о документе, удостоверяющем личность, не соответствуют действительности,
  • поступление письменного возражения относительно регистрации,
  • поступление судебного акта, содержащего запрет на регистрирующие действия,
  • есть документ, устанавливающий ограничения в праве заниматься предпринимательской деятельностью,
  • есть информация о недостоверности сведений в представленных документах и иное.

Отказ в регистрации ООО из-за адреса

Отказ в регистрации юридического лица в связи с проблемами с адресом, который был заявлен в качестве будущего юридического адреса фирмы требует более подробного анализа.

Причины отказа в регистрации юридических лиц могут быть следующие:

  • по данному адресу зарегистрировано слишком много организаций, что приводит к сомнению о нахождении там фирмы;
  • отсутствует гарантийное письмо (договор аренды и т. д.) со стороны собственника, подтверждающее, что фирма действительно расположена по данному адресу;
  • иные причины.

Отказ в регистрации ООО, что делать

Если пришел отказ в регистрации нового общества с ограниченной ответственностью, то здесь есть следующие пути выхода из ситуации:

  1. Снова собрать весь пакет документов, заверить его у нотариуса, заново оплатить госпошлину, исправить все недочеты, которые в отказе указала налоговая, и подать все повторно в регистрирующий орган.
  2. Или же, если вы считаете, что отказ неправомерен, и ваши права на регистрацию ООО нарушены, то вы можете обратиться сначала с жалобой в вышестоящий орган. И если это не даст результатов, то в суд для восстановления справедливости.

Жалоба на отказ в регистрации юридического лица

У заинтересованного лица перед обращением в судебную инстанцию есть право на обжалование отказа в регистрации в вышестоящем регистрирующем органе, а также в органе исполнительной власти на федеральном уровне, в компетенцию которого входит рассмотрение таких жалоб.

Важно! Срок для обращения с жалобой в вышестоящий орган считается с момента, когда заинтересованное лицо получило решение регистрирующего органа об отказе или решение по жалобе.

Жалобу следует направлять через налоговую, которая приняла решение об отказе в регистрации. Если же заявление с жалобой было направлено в вышестоящий орган, то он обязан запросить у нижестоящего все документы по данному вопросу.

Важно! В вышестоящий орган жалобу лицо, права которого нарушены, имеет право подать в течение 3-х месяцев с момента, когда оно узнало о нарушении.

В ситуации, когда срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, вместе с заявлением следует приложить ходатайство о восстановлении срока обращения в вышестоящий орган.

Жалоба на отказ в регистрации юридического лица должна быть в письменной форме и содержать:

  • ФИО заявителя;
  • его адрес или наименование юридического лица и его адрес;
  • данные о решении об отказе в регистрации;
  • наименование регистрирующего органа, принявшего первоначальное решение;
  • нормативные основания своей позиции, требования, которые юридическое лицо предъявляет.

Важно! Жалобу на отказ в регистрации можно предъявить лично, посредством почты или через интернет.

Закон содержит перечень оснований оставления заявления без рассмотрения, но в основном это технические моменты, такие как: заявление подписано не тем юридическим лицом, истек срок подачи, жалоба уже была отозвана или есть решение суда по такому же предмету и основанию.

После получения жалобы на отказ в регистрации вышестоящий орган в течение 15-и дней принимает решение или об удовлетворении заявления заинтересованного юридического лица, или об оставлении решения регистрирующего органа в силе.

Заполнение заявления при регистрации нового общества лучше доверить юристам. Они следят за всеми изменениями в законодательстве и знают все последние внесенные изменения. Это значительно сократит расходы на возможную дальнейшую повторную регистрацию и трату денег на пошлину и нотариуса. Но если все же пришел отказ, то также не помешает обратиться к юристам за консультацией. Они смогут рассказать о вероятности выигрыша дела в суде или обращения с жалобой в вышестоящий орган. Тем более, если в суде будет признана вина регистрирующего органа в неправомерности отказа «открытия» юридического лица, то заявитель сможет взыскать ущерб, который ему был причинен таким отказом.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Отказ в регистрации

В соответствии со статьей 23 закона N129-ФЗ регистрирующим органом может быть выдан отказ в регистрации.

  1. непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона — 129-ФЗ;
  4. несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  5. подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
  6. выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
  7. несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
  8. наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
  9. получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 Федерального закона — 129-ФЗ от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
  10. несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
  11. получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
  12. если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
  13. если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
  14. если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  15. если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  16. при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
  17. наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Читайте так же:  Видео-урок. договор поставки что необходимо знать

Более 80% отказов в регистрации в МИФНС N46 по городу Москве происходят по причине неправильного оформления документов.

Инспектор, принимающий документы, их не проверяет, не комментирует и консультаций не дает.

В случае отказа, поданные на регистрацию документы не возвращаются. Документы подшиваются в регистрационное дело.

Весь пакет документов необходимо повторно собрать и заверить нотариально.

Как обжаловать отказ в регистрации ООО? Советы юриста в 2019 году

Дата публикации материала: 14.02.2019

Последнее обновление: 08.06.2019

Что делать, если налоговый орган вынес отказ в регистрации общества с ограниченной ответственностью? Читайте об этом в нашей новой статье!

Как происходит регистрация ООО в 2019 году?

Итак, какой должна быть правильная процедура регистрации нового юридического лица? Если вы хотите избежать ошибок при создании ООО, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

Шаг 1: подготовьте необходимые документы

На самом первом этапе от вас требуется собрать документы, которые позже будут представлены в регистрирующий орган. На сегодняшний день в этот пакет документов входят:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (Форма № Р11001);
  • Решение о создании ООО (в виде протокола или договора);
  • Устав ООО (в двух экземплярах);
  • Документ об уплате госпошлины.

Шаг 2: определите, в какой налоговый орган подавать документы

Далее вам необходимо определиться с ИФНС, в которой будет зарегистрирована ваша фирма. Следует иметь в виду, что будущий предприниматель не может подать документы на регистрацию ООО в любую налоговую по своему выбору — это может быть инспекция либо по месту жительства руководителя, либо по месту юридического адреса ООО.

Обратите внимание! Это правило не действует для Москвы — в столице регистрацией ООО занимается только одна налоговая инспекция – МИФНС России № 46.

Шаг 3: обратитесь в ИФНС

На следующем этапе вам необходимо передать собранные документы в соответствующий налоговый орган. Сделать это можно любым удобным для вас способом:

  • При личном посещении органа ФНС;
  • По почте (письмом с описью вложения и объявленной ценностью);
  • Через многофункциональный центр;
  • В электронном виде на портале госуслуг.

Шаг 4: получите документы о государственной регистрации

Ваше заявление должно быть рассмотрено в срок не более чем пять рабочих дней. Если не было допущено никаких ошибок, налоговый орган вынесет решение о государственной регистрации ООО, после чего вам будут выданы следующие регистрационные документы:

  • Свидетельство о государственной регистрации ООО;
  • Ваш экземпляр устава с отметкой налогового органа;
  • Лист записи из ЕГРЮЛ;
  • ИНН и КПП.

В каких случаях возможен отказ в регистрации ООО?

Может ли налоговый орган отказать вам в создании нового общества с ограниченной ответственностью? Ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указывает, что отказ в государственной регистрации допускается, если:

  • В заявлении о регистрации ООО были указаны неверные паспортные данные заявителя;
  • Заявитель обратился в ненадлежащий налоговый орган;
  • Заявление о регистрации ООО было подписано неуполномоченным лицом;
  • Наименование ООО противоречит требованиям закона;
  • При обращении в налоговую инспекцию заявитель представил не все необходимые документы.

Можно ли обжаловать отказ в регистрации ООО?

Если вы считаете, что налоговый орган необоснованно отказал вам в регистрации нового юридического лица, вы имеете право обжаловать такой отказ. Эта возможность приписана в ст. 25.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая гласит следующее: заинтересованное лицо вправе обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

В соответствии с положениями этой статьи жалоба на отказ в регистрации ООО подается в вышестоящую налоговую инспекцию.

Читайте так же:  Продление испытательного срока

Как правильно составить жалобу на отказ в регистрации ООО?

Какой должна быть правильно оформленная жалоба на неправомерный отказ в регистрации нового юрлица? Ст. 25.4. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указывает, что такое обращение должно быть составлено в простой письменной форме, с обязательным указанием следующий сведений:

  • Данные заявителя (ФИО, место жительства, номер телефона);
  • Сведения об обжалуемом решении ИФНС;
  • Наименование инспекции ФНС, решение которой обжалуется;
  • Основания, по которым заявитель считает, что его права были нарушены;
  • Требования заявителя;
  • Список прилагаемых документов (вы можете приложить к жалобе любые документы, подтверждающие ваши доводы).

[3]

Как правильно подать жалобу на отказ в регистрации ООО?

Видео (кликните для воспроизведения).

Как уже было сказано выше, жалоба на отказ в регистрации ЮЛ подается в вышестоящий налоговый орган. Как определить, куда обратиться именно вам?

Все достаточно просто. Если вы подавали жалобу в обычную местную инспекцию, то вышестоящим налоговым органом в данном случае будет являться Управление ФНС по вашему региону (области, краю, городу Москве и т.д.).

При этом необходимо отметить, что любая жалоба на ИФНС направляется в адрес налогового органа, вынесшего оспариваемое решение. То есть, если вы подавали документы в Межрайонную ИФНС России № 46 по г. Москве, то жалоба на действия ее сотрудников должна быть направлена в адрес этой же налоговой. В свою очередь, налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган — УФНС РФ по городу Москве.

В какой срок можно подать жалобу на отказ в регистрации ООО?

В соответствии со ст. 25.3. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» жалоба на отказ в регистрации общества с ограниченной ответственностью может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, вы имеете право подать соответствующую жалобу в течение 90 дней с момента получения решения налогового органа об отказе в государственной регистрации.

В том случае, если вы не успели подать жалобу вовремя по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и т.д.), вы можете обратиться в вышестоящий орган с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ в регистрации ООО?

Как указано в ст. 25.6. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», жалоба на отказ в создании ООО должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней с момента ее получения.

При этом указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

6. Отказ в государственной регистрации юридических лиц

По результатам формальной проверки представленных от имени заявителя документов регистрирующий орган может принять и решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. Если решение о государственной регистрации (как основание для внесения записи в государственный реестр) принимается лишь при условии, что в документах не выявлено никаких изъянов, то решение об отказе в такой регистрации принимается при противоположной ситуации, т.е. когда в документах обнаружены предусмотренные в законе неточности. При обнаружении предусмотренных оснований особо следует обратить внимание именно на обязанность регистрирующего органа отказать в регистрации, а не его правомочие в этом вопросе.

Согласно ч. 1 ст. 35 действовавшего ранее Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», отказ в государственной регистрации предприятия был возможен, во-первых, в случае нарушения порядка создания предприятия и, во-вторых, в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РСФСР.

Действующее законодательство, в силу усиления формализации процедуры регистрации, отказалось от такой формулировки и совершенно иначе закрепило основания для принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

[2]

Согласно общей норме, закрепленной в абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ, «отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом».

Закон о регистрации в статье 23 предусматривает исчерпывающий перечень условий (оснований), наличие которых ставит регистрирующий орган перед обязанностью отказать в регистрации. Такими условиями (основаниями) являются:

1) не предоставлены в регистрирующий орган все необходимые документы;

2) представлены документы в ненадлежащий регистрирующий орган;

3) документы поданы на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;

4) учредителем регистрируемого юридического лица выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации;

5) документы поданы на государственную регистрацию юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Рассмотрим указанные выше основания для отказа подробнее.

1. Закон обязывает заявителя представить одновременно все документы, необходимые для совершения регистрационных действий. Для регистрации каждого факта (например, создания или ликвидации юридического лица) законом определяется исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган. В случае, если заявитель этой обязанности не исполнил, а именно, не предоставил этих документов или предоставил не все документы (при этом допускается представление лишних документов), а равно не заполнил документы или не полностью их заполнил, регистрирующий орган обязан отказать в регистрации. Более того, за такого рода бездействие заявителя отечественным законодательством предусмотрена административная ответственность.

2. Второе основание, имеющее последствием безусловный отказ в регистрации, связано с неправильным определением заявителем места подачи документов на регистрацию. В данном случае ошибка может быть двух типов: а) заявитель неправильно определил территориальную подведомственность регистрирующего органа; б) заявитель перепутал регистрирующие органы с органами, принимающими решение о регистрации некоммерческих и кредитных организаций.

Читайте так же:  Почему стоит оформить вклад в россельхозбанке

Например, нередки случаи, когда заявители направляют документы в налоговую инспекцию одного района, а место нахождения постоянно действующего исполнительного органа находится в другом районе.

Вторая обозначенная ошибка связана с неправильным определением статуса регистрирующего органа и органа, принимающего решение о регистрации кредитных и большинства некоммерческих организаций, что вызвано, как правило, непониманием различий между юридическими лицами с обычным статусом и юридическими лицами со специальным статусом. Для последних документы на регистрацию нужно направлять не в регистрирующий орган, а в орган, принимающий решение о регистрации юридического лица данной организационно-правовой формы.

Обнаружив одну из этих ошибок, на неправильно определенный орган не возлагаются обязанности по пересылке представленных документов уполномоченному органу. Более того, он (налоговый орган) обязан принять решение об отказе в регистрации такого юридического лица.

3. Основание для отказа в государственной регистрации юридического лица в случае, если: а) его учредителем является юридическое лицо, в отношении которого производится процедура ликвидации; б) производится регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой коммерческой организации; в) производится регистрация коммерческой организации, которая возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица, — указывает на ограниченную правоспособность таких организаций. В силу этого закладывается разумное правило, в соответствии с которым ликвидируемое юридическое лицо не имеет право выступать учредителем другого юридического лица.

Как и решение о государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в течение пятидневного срока со дня подачи заявителем документов.

Решение об отказе в регистрации, так же как и свидетельство о регистрации, направляется заявителю с уведомлением о вручении такого решения.

При этом и законодательство о государственной регистрации, и ГК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 51) указывают, что в случае несогласия заявителя с отказом в государственной регистрации, решение регистрирующего органа может быть обжаловано в суд.

Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации

В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет исчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрации юридических лиц:

— непредставление определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.

На практике учредителям и заявителям приходится сталкиваться с требованием регистрирующих органов представить дополнительные документы для государственной регистрации. Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены перечни документов, необходимых для осуществления государственной регистрации. Иные документы регистрирующие органы не вправе требовать. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по мотивам непредставления дополнительных документов может быть признан незаконным.

Об этом говорит и арбитражная практика — Постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 года по делу №Ф04-4119/2005(12651-А70-33), от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7229/2004(5295-А67-37), Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 года по делу №КГ-А41/1311-05, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2003 года по делу №А43-3017/2003-26-102. Как видно суды исходят из того, что перечни документов представляемых для государственной регистрации исчерпывающе установлены соответствующими статьями Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее срока, установленного статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть признано недействительным в случае вынесения его с нарушением установленного пятидневного срока (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9377-03).

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Ответственность регистрирующего органа.

Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно положению пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Читайте так же:  Какую кредитную карту лучше оформить для снятия наличных

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно пункту 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 14.25 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» – неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения — влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление или несвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственный реестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 1 статьи 14.1 КоАП РФ).

Непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет (пункт 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

В соответствии с поправками, внесенными в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное предпринимательство», осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет за собой уголовную ответственность.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В случае исправления допущенных грубых нарушений закона в требовании регистрирующего органа о ликвидации юридического лица может быть отказано (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2005 года по делу №Ф03-А16/05-1/1793).

В каждом конкретном случае должно быть установлено, в чем проявилось нарушение закона, а также имеют ли нарушения неустранимый характер.

Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (Постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2005 года по делу №КГ-А40/3899-05).

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Источники


  1. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  5. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
Отказ в регистрации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here