Отражение данных в представляемой отчетности

Полезная информация на тему: "Отражение данных в представляемой отчетности" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 («Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»).

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 «О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности» приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Читайте так же:  Страхование титула по ипотеке условия в страховых компаниях

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).

Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

  • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
  • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.

Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут — читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.
Читайте так же:  Общие положения по уплате взносов

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Вопрос 2 Подготовительные работы бухгалтерии перед составлением отчетности

Составлению бухгалтерской финансовой отчетности предшествует подготовительная работа. Промежуточная бухгалтерская отчетность формируется по книжным данным, а годовая отчетность составляется на основе данных, полученных при реализации следующих процедур:

Этапы закрытия счетов при составлении промежуточной и годовой финансовой отчетности

списание себестоимости работы (услуг) со счета 23 «Вспомогательные производства»;

закрытие счета 25 «Общепроизводственные расходы», и счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

списание себестоимости готовой продукции;

определение результата от продаж на счете 90;

формирование сальдо прочих доходов и расходов 91 счет;

определение остатка на счете 99 «Прибыли и убытки».

При формировании годового финансового баланса обязательно проводятся следующие подготовительные работы:

Уточняется распределение доходов и расходов между 2-мя смежными периодами.

Проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса. Заключительными записями декабря формируются оценочные резервы, предусмотренные действующим законодательством (резерв по сомнительным долгам Д 91/2 К 63; резерв под снижение стоимости МПЗ Д 91/2 К 14; резерв под обесценение финансовых вложений Д 91/2 К 59).

Читайте так же:  Общие правила инвентаризации

Выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования частных финансовых результатов (финансовый результат от продаж + ). Закрывается счет 99 «прибыли и убытки;

Составляется оборотная ведомость по счетам главной книги.

[3]

Проводится инвентаризация всех статей баланса. После чего остатки по счетам главной книги корректируются на результаты инвентаризации.

Перед составлением годовой отчетности инвентаризацию активов и обязательств по состоянию на отчетную дату.

Выявленные расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризации подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета, на дату проведения инвентаризации.

Проверка записей на счетах бухгалтерского учета

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым требованиям, должны соблюдаться следующие правила.

Отражение в учете хозяйственных операций должно производиться только по надлежаще оформленным первичным документам.

Отражение всех хозяйственных операций за текущий период в бухгалтерском учете.

Совпадение сведений синтетического и аналитического учета.

Состав и содержание годового отчета организации Бухгалтерский баланс

В практической деятельности по функциональному назначению выделяют следующие виды баланса:

Вступительный – это баланс вновь создаваемой организации;

Промежуточный (месячный, квартальный) – это баланс, формируемый на основании книжных данных при составлении промежуточной отчетности;

Операционный (годовой баланс) – формируется при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Перед составлением операционного баланса проводятся процедуры рассмотренные ранее;

Видео (кликните для воспроизведения).

Соединительный баланс – составляется при слиянии 2-х или более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Для вновь созданного хозяйствующего субъекта вступительный баланс будет считаться соединительным;

Разделительный баланс – формируется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц. Разделительный баланс формируется так же при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации;

Санируемый баланс – составляется с привлечением аудитора, предполагает обязательное проведение полной инвентаризации, формируется в случаях, когда организация приближается к банкротству с целью принятия решений либо о ликвидации организации, либо о предоставлении отсрочки требований кредиторов;

Ликвидационный баланс – его составление производится в случаях процедуры банкротства организации. При составлении ликвидационного баланса обязательная полная инвентаризация, статьи расходов и доходов будущих периодов в балансе могут не показываться, оценка статей проводится по реализационной стоимости (а не по первоначальной) и может приводиться статья «деловая репутация»;

Сводный баланс – формируется путем соединения отдельных заключительных балансов путем суммирования их статей. Формируется различными министерствами и ведомствами;

Сводно-консолидированный баланс – это объединение балансов юридически самостоятельных, но связанных между собой экономическими взаимоотношениями организаций. В балансе головной организации внутренние обороты с дочерними и зависимыми обществами не показываются.

Отдельный баланс – это баланс подразделения (филиала), форма составления которого утверждается в учетной политике организации.

Искажения и ошибки в бухгалтерской отчетности

Грамотный и опытный бухгалтер – настоящая находка для компании. Однако не всегда специалист по финансовой части обладает достаточными знаниями для ведения отчетности. Причиной тому могут быть банальные ошибки, опечатки, сбои в программах. В некоторых случаях выявляется преднамеренное искажение отчетной информации, и такие деяния преследуются на законодательном уровне. Итак, какие последствия имеют искажения и ошибки в бухгалтерской отчетности?

Ошибка или опечатка?

В ходе анализа учетной документации компании аудитор может выявить ряд искажений, а также ошибки, несоответствие или расхождение информации. Цель, определение и основные моменты аудиторской деятельности регламентированы Постановлением № 696.

Ошибка в сфере бухгалтерии – это неверное предоставление информации вследствие игнорирования или незнания правил, установленных компанией, несоблюдения общих стандартов учета и неправильного отражения показателей при формировании отчетных документов.

Существуют следующие виды отчетных искажений в бухгалтерии:

  • Преднамеренное. Это следствие действий или бездействия работников компании, совершенных с целью введения в заблуждение аудиторов в корыстных целях.
  • Непреднамеренное. Происходит вследствие логических или математических неточностей, ошибочных расчетов, неправильного составления отчетности и ее показателей в целом. Искажение не носит корыстный или умышленный характер и происходит по случайности (неопытности).

Искажения в учете делятся на существенные или несущественные и могут носить случайный или регулярный характер. Ошибки, допущенные случайно, встречаются единственный раз в документах и более не повторяются. Систематические искажения возникают, если бухгалтер регулярно отступает от общей методики расчетов, в результате неточности повторяются и существенно искажают отчетность.

Классификация преднамеренных ошибок формируется в зависимости от искажений, допущенных при составлении отчетности:

  • Некорректные записи в бухгалтерском учете. Финансовые операции при формировании счетов, записей отражены в неполном объеме.
  • Манипуляция записями в отчете. Бухгалтер использует неверные проводки бухгалтерии с целью преднамеренного искажения данных.
  • Подозрительные операции. Платежные операции по счетам за работы (услуги), проведенные по бумагам разово.
  • Подделка записей и бухгалтерских документов. Оформление фальсифицированных документов, записей, искажающих данные учета.
  • Аннулирование итогов операций. Фиксирование сторнировочных поправок, аналогичных результативным данным основных проводок.

Распознать и обезвредить

Корректная отчетность не вызовет лишних вопросов со стороны проверяющих лиц и контролирующих органов, так как пользователи получат актуальные сведения о деятельности компании и примут верные управленческие решения. Существуют эффективные способы выявления и проверки правильности отчетности, применяемых аудиторами. Чтобы быстро проверить документацию, аудитором применяется экспресс-проверка с внедрением следующих приемов:

  • Чтение готовой отчетности.
  • Вертикальный анализ.
  • Горизонтальный анализ.

[2]

Для выбора способа, выявляющего неточности при подготовке отчетности, проверяющий должен определить их происхождение:

  • Искажение полноты учета. Это сокрытие хозяйственных операций, приводящих к неверно сформированным статьям в бумагах. Ошибки происходят по незнанию или неправильному использованию бухгалтером правил ведения бухучета. Также искажения могут таить в себе преднамеренные действия со стороны руководства с целью сокрыть какие-либо операции. Их выявление аудитором происходит с применением инвентаризации расчетов, получения письменных подтверждений от клиентов компании по сделкам, инспектирования документов.
  • Искажения в законной обоснованности. Бухгалтерские записи должны подтверждаться законодательными актами и основываться на информации первичной документации.
  • Искажения записей в отчете. В хозяйственных операциях сформированы неверные суммы, что приводит к завышению (занижению) показателей статей. Ошибки выявляются путем сверки данных первичных документов и информации, заложенной в бухгалтерских отчетах.
  • Искажения в периодизации. В бумагах наблюдается раннее или позднее закрытие счетов, что приводит к ошибочным показателям в расчетах. Для выявления этих неточностей аудитором применяется инспектирование всех документов, инвентаризация проведенных расчетов, сверка данных по выполненным операциям и их соответствия определенному периоду.
  • Искажения анализа финансовых результатов. К таким ошибкам относится переоценка основных средств, ошибки при анализе активов, неверное списание задолженности дебиторам. Аудитором применяются методы сравнения учетных записей, изучение обоснованности оценок активов и их правильное отражение в регистрах учетных документов.
  • Искажение отчетной информации. Это сальдирование задолженностей по проводкам, сокрытие информации о государственной помощи, прекращаемой работе компании, неверное отражение задолженностей по проводкам. Аудитором в этом случае применяется дезагрегирование показателей документации с помощью деления статей на счета по бухучету, сличение и сверка оборотов по счетам синтетического учета.
Читайте так же:  Краткосрочные финансовые вложения в балансе

Любые ошибки могут быть исправлены корректурным методом, способом фиксации сторнировочных записей до выявления нарушений аудиторами налоговых органов. Компания может представить к отчетности дополняющие документы (ст. 54, п. 1, НК РФ). В этом случае штрафы и иные санкции организации не грозят (ст. 81, п. 4, НК РФ).

Заключение

Выявление и исправление бухгалтерских неточностей сегодня не представляет опасности для компании и решается мирным путем. Однако в случае систематических нарушений и выявления намеренных искажений бухгалтерской отчетности в 2017 году ответственность ужесточается. В соответствии с Законом № 77-ФЗ (поправки в ст. 15.11) при грубых нарушениях, выявленных в отчетных документах, выписывается штраф от 5 до 10 тыс. рублей. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 до 20 тыс. рублей с дисквалификацией полномочий должностного лица до 2 лет.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В бухгалтерскую отчетность включают нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации и результаты хозяй­ственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год), имущество производств и иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

Организации, имеющие дочерние и зависимые общества, поми­мо собственного бухгалтерского отчета составляют сводную бухгал­терскую отчетность.

Отчетным годом для всех организаций считается периоде 1 янва­ря по 31 декабря включительно.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть соблю­дены следующие условия:

1) полное совпадение данных синтетического и аналитического учета и соответствие показателей отчетов и балансов данным синте­тического и аналитического учета;

2) полное отражение за отчетный период всех хозяйственных опе­раций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов на основании оформленных оправда­тельных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

3) правильная оценка статей баланса. Перед составлением отчетности должна быть проведена подгото­вительная работа по заранее составленному специальному графику, который включает в себя следующие этапы:

1) инвентаризация всех статей баланса. Остатки по счетам Глав­ной книги сопоставляют (корректируют) с результатами инвентари­зации. Инвентаризацию проводят в обязательном порядке;

2) проверка расчетов с поставщиками, покупателями и другими субъектами, с которыми организация имеет расчеты;

3) переоценка имущественных статей баланса (активов и обяза­тельств). Заключительными записями декабря образуют оценочные резервы, предусмотренные действующим законодательством или за­крепленные в учетной политике;

4) уточнение распределения прибылей и убытков, доходов и рас­ходов между отчетными периодами и выявление окончательного финан­сового результата деятельности организации;

5) закрытие калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих и финансово-результативных счетов в конце отчет­ного года;

6) составление оборотной ведомости по счетам Главной книги;

[3]

7) составление годового (заключительного) баланса с использо­ванием остатков по счетам оборотной ведомости.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к теку­щему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производят в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обна­ружены искажения ее данных.

В бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делают соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер организации.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную — в течение 30 дней по окончании квартала в указанные адреса в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие суще­ственные обороты продаж, обязательств и т.п., могут приводить дан­ные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей

без десятичных знаков.

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если показатель должен вычитаться, или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель надлежит показывать вкруглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к упла­те, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денеж­ных средств, выбытие основных средств и др.).

Организация может представить дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрывают динамику важ­нейших экономических и финансовых показателей деятельности орга­низации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполага­емые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политику в отношении заемных средств; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природо­охранные мероприятия и иную информацию.

Читайте так же:  Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кре­диторов, покупателей, поставщиков и др. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчет­ным, если иное не установлено законодательством Российской Феде­рации.

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности

. Если дата представления отчетности при­ходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бух­галтерской отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9191 —

| 7254 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Часть 1 нк рф ответственность налогоплательщика за систематическое несвоевременное или неправильное отражение данных в бухгалтерской отчетности. Объем представляемой отчетности

В соответствии с приказом Министерства Финансов РФ от 02.07.2010 года № 66 Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а так же приложений к ним: форма отчета об изменениях капитала, форма отчета о движении денежных средств, форма отчета о целевом использовании полученных средств. Отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Приказом установлено, что организацией самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчета.

В состав отчетности включаются так же пояснения, которые оформляются в табличной или текстовой форме. Содержание пояснений определяется предприятиями самостоятельно.

Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе(приказ Минфина 113н от 17.08.2012)

А) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводятся только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации субъекты малого предпринимательства вправе формировать отчетность на общих основаниях.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации на основании статьи 4 федерального закона № 209 ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

К субъектам относятся предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 20%;

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 миллионов рублей;

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту. Согласно 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года (в редакции федерального закона № 400 ФЗ от 28.12.2010) обязательный аудит проводится в случаях:

Если организация имеет форму открытого акционерного общества;

Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным фондом, акционерным инвестиционным фондом либо управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;

Если объем выручки от продажи продукции за предшествующий отчетному год превысил 400 миллионов рублей или сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего отчетного года превышает 60 миллионов рублей;

Если организация предоставляет и публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую финансовую отчетность (приказ 208 ФЗ от 27.07.2010 года);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В иных случаях, установленных федеральными законами.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  4. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  5. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
Отражение данных в представляемой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here