Профстандарт психолога

Полезная информация на тему: "Профстандарт психолога" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога

Изучение опыта межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профстандартов

Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе, целью которого является изучение опыта межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профессиональных стандартов. Опрос участников межведомственного взаимодействия в сфере социального обслуживания граждан проводят ФГБОУ ВО МГППУ совместно с ВНИИ труда Минтруда России.

[3]

Вебинар по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019″

На базе Московского государственного психолого-педагогического университета при участии Минпросвещения России, Федерации психологов образования России и Центра защиты прав и интересов детей 7 августа 2019 года состоялся вебинар (семинар-совещание в дистанционной форме) по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019». Читать далее →

Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019

Объявлен Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019. Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России. Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Актуализация профессионального стандарта педагога

Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего и среднего общего образования (перейти к просмотру)

[3]

Открыта регистрация на участие в Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством»

Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью. Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции. Читать далее →

Федерация психологов образования России осуществляет экспертизу программ психологического сопровождения и помощи

Профессионально-общественная экспертиза программ психологического сопровождения и помощи состоит в подтверждении соответствия требованиям профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение о присвоении грифа общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Читать далее →

Вебинар по внедрению профессиональных стандартов в сфере образования

В МГППУ 24 апреля 2019 года с 10:00 ч до 13:00 ч (мск) состоится вебинар для руководителей и педагогических работников республики Татарстан по внедрению профессиональных стандартов в сфере образования с целью разъяснения вопросов организации данной работы в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года. Читать далее →

Вебинар «Основные векторы и тенденции реализации профессиональных стандартов педагогических работников»

В МГППУ 21 февраля 2019 года с 10:00 ч до 11:00 ч (мск) состоялся Круглый стол «Основные векторы и тенденции реализации профессиональных стандартов педагогических работников» в формате вебинара. Читать далее →

В МГППУ состоится международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством»

XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством» пройдет c 28 по 29 ноября 2019 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете Читать далее →

Итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде

18 декабря 2018 года в рамках XIV Всероссийской научно-практическая конференции «Психология образования: вызовы и риски современного детства» подведены итоги Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Читать далее →

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт раскрывает конкретные трудовые функции каждого работника, с указанием уровня квалификации, необходимого для их выполнения, в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы.

Все стандарты построены по единому образцу.

В стандарте обозначен вид профессиональной деятельности, возможные наименования должностей, требования к образованию, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

Дано описание обобщённых трудовых функций, составляющих содержание профессиональной деятельности.

Каждая обобщённая трудовая функция описывается набором конкретных трудовых функций. Каждая конкретная трудовая функция содержит перечень связанных между собой трудовых действий и связанных с ними необходимых умений и знаний.

Таким образом в профстандарте содержится описание того, что должен делать работник, и что ему нужно знать и уметь для занятия определённой должности и выполнения определённого вида деятельности.

Область применения профстандартов в деятельности образовательной организации:

  • при приёме на работу для определения квалификации работника;
  • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
  • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
  • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Также профстандарты применяются при разработке образовательных программ: профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.

Реестр профессиональных стандартов размещается на сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты»

Проект профессиональных стандартов

В настоящий момент в Российской Федерации по поручению Правительства РФ идет процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов в различных отраслях деятельности, в том числе, в сфере здравоохранения. По поручению Национальной медицинской палаты Российское психологическое общество разрабатывает проекты профессиональных стандартов — «Медицинский психолог», «Нейропсихолог». Создание профессиональных стандартов является глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований, которые должны найти свое отражение в этом документе.

Введение в действие профессиональных стандартов позволит решить целый ряд проблем, связанных с положением медицинского психолога в здравоохранении, образовании и других сферах деятельности. Впервые в нашей стране вводится должность «Нейропсихолог», для которой разработан проект специального профстандарта. Важным является согласование системы подготовки специалистов с существующим федеральным образовательным стандартом.

Для сбора, анализа мнений и информирования широко круга профессионалов психологов по этому вопросу на официальном сайте Российского психологического общества создана специальная рубрика, в которой планируется размещать материалы, касающиеся этой работы, а также давать ответы на вопросы, возникающие в ходе разработки документа.

Профессиональный стандарт «Нейропсихолог», подготовленный Российским обществом неврологов

Предлагаем Вашему вниманию подготовленный Российским обществом неврологов профессиональный стандарт «Нейропсихолог», включающий образовательную траекторию для специалистов с высшим медицинским образованием. Ваши отзывы и предложения просим высылать через форму обратной связи.

Профстандарт психолога

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинский психолог» (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018)

Досье на проект

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__»_____2018 г. N

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Медицинский психолог

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Оказание клинико-психологической помощи и укрепление здоровья населения
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предоставление помощи населению по клинико-психологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе
2634 Психологи 2269 Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы
1342 Руководители служб в сфере здравоохранения
(код ОКЗ*(1)) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

86.1 Деятельность больничных организаций
86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки
85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых, не включенное в другие группировки
(код ОКВЭД*(2)) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации Наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Оказание клинико-психологической помощи населению 7 Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях A/01.7 7
Клинико-психологическая помощь при нарушениях психического (психологического) развития A/02.7 7
Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы A/03.7 7
B Управление структурным подразделением, оказывающим клинико-психологическую помощь населению 7 Организация деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению B/01.7 7
Планирование деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению B/02.7 7
Контроль деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению B/03.7 7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2634 Психологи
2269 Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы
ЕКС*(7) Медицинский психолог
ОКПДТР*(8) 24041 Медицинский психолог
ОКСО*(9) 37.05.01 Клиническая психология
37.04.01 Психология
37.06.01 Психология
37.05.02 Психология служебной деятельности

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 1342 Руководители служб в сфере здравоохранения
ОКПДТР 24041 Медицинский психолог
22043 Заведующий отделением
ОКСО 37.05.01 Клиническая психология
37.04.01 Психология
37.06.01 Психология
37.06.02 Психология служебной деятельности

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Общественная организация «Российское психологическое общество», город Москва
Президент Зинченко Юрий Петрович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).

*(4) Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 39, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).

*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

*(6) Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 9, ст. 812; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363).

*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

[2]

*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Обзор документа

Предложен профессиональный стандарт «Медицинский психолог». В нем перечислены:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— цель деятельности и трудовые функции;

— требования к образованию, обучению и опыту работы.

Цель специалиста — помощь населению по клинико-психологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе.

Приказ Минтруда России №682н от 18 ноября 2013 г.

(Приказ направлен на регистрацию в Минюст России)

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере», утвержденный настоящим приказом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр
М.А. Топилин

Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»(.doc, 388 Кб)

Профстандарт педагога

С начала 2017 года в силу вступил ряд новых документов, регламентирующих педагогическую деятельность. В профессиональном стандарте педагога фиксируются необходимые для подобной деятельности личностные характеристики и профессиональные навыки субъекта, исходя из которых труд специалиста будет считаться квалифицированным.

Понятие профстандарта педагога, его нормативно-правовая база

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.
  2. Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015г.
  3. Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013г.
  4. Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017г.
  5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.

Причиной ввода данных документов стала необходимость привести устаревшие требования подобной трудовой деятельности к современным реалиям. Исходя из ПП № 584 от 16.07.2009г., введение указанных профстандартов должно быть завершено до начала 2020г. Подразумевается, что к указанному времени вводимые стандарты станут основным оценочным критерием при отборе преподавателей.

Основные задачи профстандарта педагога

На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

  • Формирование комплекса методов для повышения общего уровня преподавания и, как следствие, образования;
  • Определение конкретных оценочных факторов для отбора преподавательского состава в образовательные учреждения различных уровней;
  • Повышение уровня дополнительной подготовки работников обговариваемой сферы, а также создание необходимых условий для регулярного повышения квалификации и профессионального развития индивидов;
  • Составление перечня конкретных требований к уровню образования и навыков у педагогов при их приеме на работу, а также заблаговременное оповещение всех кадров, трудящихся в образовательной сфере, о нововведениях;
  • Обеспечение мотивации сотрудников образования к обучению и повышению своего уровня знаний.

Помимо необходимой профессиональной квалификации, любой педагог также должен обладать навыками воспитателя. К требованиям по данному вопросу относятся:

  • Осуществление воспитательных работ как во время занятий, так и в ходе внеклассной жизни;
  • Регулирование поведения подопечных;
  • Мотивирование познавательной активности учеников;
  • При необходимости использование индивидуального подхода и оказание преподавательской поддержки;
  • Стимулирование подопечных к исполнению дисциплины, а также к созданию органа самоуправления (например, выбор старосты в классе);
  • Открытость в вопросе сотрудничества с прочими специалистами образовательной сферы.

Структура и содержание профстандартов педагогов в 2018 году

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2018г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности.
  2. Организация воспитательного процесса.
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы.
  5. Обеспечение начального образования ученикам.
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика».
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования.

Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками:

  • уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации;
  • уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них;
  • готовность нести ответственность за происходящее в классе;
  • принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.

Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания

Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя.

Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости.

Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование

Профстандарт педагога психолога

Данный профстандарт предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. К основным функциям педагогов-психологов относят:

  1. Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях.
  2. Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования для лиц, ставших жертвами противоправных действий, а также для подозреваемых и виновных субъектов (подразумевается, как административная, так и уголовная ответственность).
  3. Определение психологической безопасности и удобства образовательной среды для подопечных работника.
  4. Обеспечение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярные тренинги и частные беседы.
  5. Профилактические работы или осуществление коррекции девиантного поведения.

Так, квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем:

  1. Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний.
  2. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации.
  3. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий.

Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.

Проблемные аспекты введения профстандартов для педагогов

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Таким образом, назначение профессиональных стандартов педагогов заключается в том, чтобы облегчить не только порядок осуществления преподавательской деятельности, но и оценку при отборе кадров. Данные документы обладают современными усовершенствованными требованиями к работникам, что позволит повысить общий уровень образования учащихся разных категорий.

Профстандарт психолога

В Российской Федерации существует специальный реестр профстандартов – документов, которые содержат требования к представителям различных профессий, а также фиксируют функции, возлагаемые на них. Они позволяют сделать выводы о профессиональной пригодности субъекта к работе на определенной должности. Для психологов на данный момент не существует отдельного обобщенного профессионального стандарта. В рамках других федеральных документов действуют профстандарт педагога-психолога, утвержденный 24 июля 2015 года, и психолога в социальной сфере, утвержденный 18 ноября 2013 года.

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.

Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.

К основным функциям педагогов-психологов относят:

  1. Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях;
  2. Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования лицам, ставшим жертвами противоправных действий, а также подозреваемым и виновным субъектам (подразумевается как административная, так и уголовная ответственность).
  3. Определение уровня психологической безопасности и удобства образовательной среды для обучающихся;
  4. Проведение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярных тренингов и персональных бесед;
  5. Коррекция девиантного поведения и проведение профилактических работ в этом направлении.

Квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Структура профстандарта психолога

Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.

В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:

  1. Общее описание;
  2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  4. Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.

Функциональная карта психолога

В первом разделе, называющемся «Общие сведения», в качестве основной цели для психологов-педагогов определена помощь в восприятии образовательного процесса учащимся в образовательных организациях, а также оказание психологической помощи и содействие в развитии и адаптации следующим категориям граждан:

  • Лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • Ученикам, которым трудно дается освоение образовательных программ;
  • Несовершеннолетним в общем;
  • Обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления;
  • Свидетелями преступления или потерпевшим.

Основная цель для социальных психологов – это профилактика и коррекция вредных для общества поведенческих проявлений, которые могут наблюдаться как у отдельных индивидов, так и у социальных групп. Также к основной цели относится психологическая помощь представителям уязвимых слоев населения, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К ним относятся:

  • Девианты;
  • Мигранты (в основном, вынужденные) и беженцы;
  • Субъекты, страдающие от какой-либо зависимости;
  • Люди, совершившие попытку суицида;
  • Лица с посттравматическим стрессовым расстройством;
  • Подозреваемые в совершении преступления.

Во втором разделе описаны трудовые функции психолога. В случае с психологом-педагогом, выделяются две категории функций:

  1. содействие в сфере образования;
  2. психолого-педагогическая помощь категориям людей, перечисленным выше.

Для психолога в социальной сфере есть только одна категория – предоставление услуг психолога людям вне зависимости от их возраста и положения в социуме.

В разделе третьем подробно расписаны характеристики перечисленных функций. Для всех категорий требования примерно одинаковы. Так, необходимо высшее образование по соответствующему профилю, а также отсутствие судимости. Для психолога в социальной сфере также желательно пройти дополнительные курсы по повышению квалификации. Кроме того, требуется, как минимум, двухлетний опыт работы в похожей должности.

Последний раздел не содержит никакой принципиально важной информации – в нем указываются организации, которые принимали участие в составлении профстандарта.

Уровень квалификации психолога

Для психолога любого профиля определен седьмой уровень квалификации. Это – достаточно высокая квалификация, для получения которой необходимо высшее профильное образование. То есть, окончание курсов психологов или бакалавриата не дает седьмого уровня квалификации. Обязательно нужно полное профильное образование, а для социальной сферы также пригодятся курсы повышения квалификации.

Профстандарт медицинского психолога

Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.

В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.

У данной специальности очень высокие требования к образованию. Помимо получения высшего образования по соответствующему профилю, необходимо также прохождение ординатуры и интернатуры по специальности психиатра. Кроме того, требуется дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже, чем раз в пять лет.

Помимо требований к образованию, необходимо получение специального сертификата или же аккредитации специалиста (как и в случае с образованием, по специальности психиатра).

Должностная инструкция психолога по профессиональному стандарту

Как уже упоминалось ранее, профессиональный стандарт психолога-педагога не является обязательным. Из-за этого работодатель имеет возможность набрать кадровый состав, соответствующий профессиональному стандарту, опираясь на документальные подтверждения, представленные соискателями, но не обязан делать этого.

Однако, часто бывает, что работник, имеющий квалификацию, не обладает навыками, прописанными в профстандарте, но уволить его не за что. Есть способ, как закрепить на рабочем месте профессиональный стандарт психолога и расторгнуть трудовые договоренности с таким подчиненным. Для этого составляется должностная инструкция. В ней должны быть прописаны все требования к нанимаемому работнику. Устраиваясь на работу, сотрудник автоматически дает обязательство следовать этому внутреннему локальному документу. Если соответствие профстандарту будет прописано в должностной инструкции в качестве обязательного пункта, то за несоответствие работника можно уволить или применить к нему другого рода санкции.

Итак, психолог в социальной сфере имеет один профессиональный стандарт, а психолог-педагог – совсем другой. Однако, в разрезе предъявляемых к работникам требований они не очень отличаются друг от друга и оба они носят рекомендательный характер. Впрочем, важно отметить, что профессиональный стандарт – это не просто рекомендация для работодателей, которой можно пренебречь или воспользоваться, а специализированный перечень навыков и умений, на который стоит ориентироваться, чтобы набрать хороший профессиональный штат.

Источники


  1. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  2. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  3. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  5. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
Профстандарт психолога
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Функции агентства по страхованию вкладов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here