Специальная оценка условий труда

Полезная информация на тему: "Специальная оценка условий труда" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
    • Статья 3. Специальная оценка условий труда
    • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)
    • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
    • Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда
    • Статья 14. Классификация условий труда
    • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
    • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
    • Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст.ст. 19 — 24)
    • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
    • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
  • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 28)
    • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 27. Переходные положения
    • Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

[2]

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 553-ФЗ

Читайте так же:  Порядок получения служебного жилья для военнослужащих кому положена квартира, оформление документов

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Специальная оценка условий труда

ПРОВЕДЕМ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)

в полном соответствии с ФЗ №426н от 28 декабря 2013 г.

Работаем по всей России

В соответствии со статьёй 212 Трудового Кодекса РФ, Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, цитата «Работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда. «.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. (Ст.3, п.1 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда на предприятии или в организации включает в себя измерения условий труда на рабочем месте по физическим, химическим и биологическим факторам, таким как:
температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловые излучения, электромагнитные поля и излучения различных происхождений, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли), освещение, и химических факторов (химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты).

Процедура специальной оценки условий труда состоит из 3 основных этапов:

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов:

  • подготовка приказов по проведению специальной оценки условий труда и т.д.
  • составление перечня рабочих мест на основании предоставленного заказчиком штатного расписания: в части указания наименований структурных подразделений, профессий и должностей в них, а так же количества штатных единиц, без указания фамилий и окладов работников.
  • определение вредных и опасных факторов производственной среды.
  • сбор первичных материалов для формирования карт специальной оценки условий труда.

Инструментальная оценка вредных и опасных производственных факторов:

  • измерение физических и химических факторов производственной среды.
  • оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • оценка травмоопасности рабочих мест
  • оценка обеспеченности работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Подготовка и оформление документов:

  • карт специальной оценки условий труда;
  • сводной ведомости результатов специальной оценки условий труда;
  • сводной таблицы классов условий труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протоколов заседаний комиссии по результатам специальной оценки условий труда (итоговый).
  • протоколы замеров по каждому согласованному фактору, протоколы обеспеченности специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты, протоколы оценки травмоопасности.

Преимущества работодателя приобретаемые вместе со специальной оценкой условий труда:

  • Отсутствие претензий со стороны надзорных органов (Государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор, прокуратура и т.д.).
  • Установления скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев, а также планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников за счет средств ФСС.
  • Положительное разрешение трудовых споров, в том числе при сокращении штата.
  • Решение вопросов о связи заболевания с профессией, при подозрении на проф. заболевание.

Результаты специальной оценки условий труда и спользуются в целях:

Проведение СОУТ в Москве и в Московской области ( аттестация рабочих мест ), Апрелевка, Балашиха, Бронницы, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Высоковск, Голицыно, Дедовск, Дзержинский, Дмитров, Долгопрудный, Домодедово, Дрезна, Дубна, Егорьевск, Жуковский, Зарайск, Звенигород, Ивантеевка, Истра, Кашира, Клин, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Красногорск, Краснозаводск, Краснознаменск, Кубинка, Ликино-Дулёво, Лобня, Луховицы, Лыткарино, Люберцы, Можайск, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Одинцово, Ожерелье, Озёры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Протвино, Пушкино, Раменское, Реутов, Рошаль, Руза, Сергиев Посад, Серпухов, Солнечногорск, Ступино, Талдом, Фрязино, Химки, Черноголовка, Чехов, Шатура, Щёлково, Электрогорск, Электросталь, Электроугли, Яхрома

Специальная оценка условий труда*

Специальная оценка условий труда:

Наименование: Единица измерения: Цена: 1. Комплекс работ по проведению специальной оценки условий труда Одно рабочее место от 800 руб. Бланк заявки

*- Цена для Москвы и Московской области
Минимальная стоимость для заключения договора 10 000 руб.
Окончательная стоимость на проведение специальной оценки условий труда зависит от количества рабочих мест, а также производственных факторов присутствующих на рабочих местах.
Для определения стоимости проведения оценки условий труда и подготовки коммерческого предложения необходимо направить на адрес электронной почты [email protected]:

  1. Полное наименование организации;
  2. Штатное расписание или перечень рабочих мест подлежащих оценке;
  3. Адрес (а) местонахождения рабочих мест.

В комплекс работ по проведению специальной оценки условий труда входит:

  • помощь в подготовке документов по проведению СОУТ;
  • проведение идентификации на рабочих местах;
  • выезд специалиста на проведение исследований (испытаний) и измерений;
  • проведение исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах;
  • подготовка отчета по СОУТ;
  • консультация экспертов по вопросам утверждения результатов СОУТ.

Испытательная лаборатория ООО «Развитие» имеет многолетний опыт по оценки условий труда. С 2013 года экспертами компании было оценено свыше 80 тысяч рабочих мест в различных отраслях экономики.

Для консультаций по вопросам проведения оценки условий труда, Вы можете обратиться по телефонам, указанным в разделе контакты.

Читайте так же:  Кто платит ндс по закону

Наша компания занимается проведением специальной оценки условий труда во всех регионах страны. В лаборатории имеется новейшее оборудование для проведения измерений и исследований на рабочих местах различных категорий работников. Все средства измерений проходят обязательную периодическую поверку в центрах стандартизации и метрологии.

Используемое оборудование для проведения специальной оценки условий труда:

Испытательная лаборатория соответствует всем требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведения работ по СОУТ можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Создание комиссии в организации для целей СОУТ;
  2. Поиск компетентной организации на проведения СОУТ;
  3. Проведение идентификации на рабочих местах работодателя;
  4. Проведение исследований и измерений на рабочих местах, где вредные и опасные факторы идентифицированы;
  5. Подготовка отчета;
  6. Утверждения отчета комиссией, ознакомления работников с результатами СОУТ.

СОУТ правила проведения

Все этапы прописаны в Федеральном законе о специальной оценке условий труда и только соблюдения порядка проведения СОУТ поможет избежать проблем в будущем. Необходимо помнить, что нарушение порядка проведения оценки, влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Этапы проведения специальной оценки условий труда:

1) Комиссия создается приказом работодателя. При подборе состава комиссии, работодателю важно обратить внимание на то, что в комиссию по СОУТ обязательно должен входить специалист по охране труда или сотрудник на кого возложены эти обязанности в организации. Будет лучше, если комиссия пройдет обучения или примет участия в семинаре по теме «Специальная оценка условий труда». Ведь непосредственно она будет участвовать на каждом последующем этапе проведения оценки, в то числе и утверждать отчет о ее проведении.

Работа комиссии по СОУТ начинается до заключения договора на проведения работ. Комиссии необходимо изучить штатное расписание организации и сформировать перечень рабочих мест, выявить наличие аналогичных рабочих мест, разъяснить работникам, что такое оценка условий труда, для чего она необходима, провести опрос на наличие жалоб, предложений работников на условия труда.

Итогом работы комиссии на первом этапе будет формирования перечня рабочих мест подлежащих СОУТ и предоставления его в организацию занимающуюся проведением специальной оценки условий труда, для расчета стоимости.

2) При выборе организации на проведение работ по СОУТ нужно обратить внимания на ее соответствие требованиям Федерального закона, так как согласно ему она должна соответствовать определенным требованиям:

• указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
• наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
• наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра).

После выбора организации, нужно тщательно изучить договор, в нем должны быть указаны основные аспекты проведения СОУТ, срок оказание услуг, в том числе перечень рабочих мест.

Важно, наименование структурных подразделение и должностей (профессий) работников должно совпадать со штатным расписанием.

3) Идентификация одна из важнейших процедур проведения оценки условий труда. Под идентификацией понимают выявление вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, сопоставления и установления совпадения с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификацию проводит эксперт, назначаемый организацией проводящей специальной оценку условий труда. При проведении идентификации эксперту потребуется предоставить необходимые документы и информацию, характеризующую условия труда на рабочих местах работодателя.

Важно знать, что в Федеральном законе предусмотрены случаи, когда идентификация не проводится в отношении:

  • рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

По результатам проведенной идентификации, в случае если вредные и опасные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда на данном рабочем месте комиссией признаются допустимыми. Если вредные и опасные факторы идентифицированы, комиссия принимает решения о проведении на данных рабочих местах исследования и измерения.

4) Исследования, измерения проводятся по идентифицированным факторам на рабочих местах и рабочих зонах при соблюдении штатного производственного процесса. Измерения могут проводить сотрудники лаборатории, допущенные на право проведения таких работ.

Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам рассмотрения отчета, комиссия по СОУТ необходимо его утвердить. Если комиссия или член комиссии не согласны с результатами проведенной оценки, они вправе выразить свое мотивированное мнение в письменной форме и передать в организацию проводившую СОУТ.

После утверждения отчета о специальной оценке условий труда работодатель обязан:

  • В срок не позднее 3 рабочих дней оповестить организацию, проводящую специальную оценку условий труда;
  • В срок не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенной оценки условий труда под роспись;
  • В срок не позднее 30 календарных дней разместить на своем официальном сайте (при наличии) сводную информацию об установленных классов условий труда и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми подать декларацию в территориальную инспекцию труда.

Специалистам отдела кадров рекомендуется внести изменения в трудовые договора с указанием условий труда на рабочих местах (Ст. 57 ТК РФ).

Если у Вас еще остались вопросы или Вам необходимо провести специальную оценку условий труда, Вы можете обратиться к нашим специалистам за консультацией. Специалисты ответят на все интересующие вопросы, помогут рассчитать количество рабочих мест для оценки и подготовят для Вас выгодное коммерческое предложении.

Читайте так же:  Как рассчитать нормы расхода гсм

Бланк претензии Вы можете скачать по ссылке

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

[3]

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  График аттестации рабочих мест. особенности образц и его оформление

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Читайте так же:  Пенсии федеральным госслужащим

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

29.Специальная оценка условий труда и их классификация

В соответствии со статьей 22 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Для чего нужно проводить специальную оценку условий труда

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;


2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

[3]

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Необходимые условия декларирования:

— невыявление потенциально вредных или опасных факторов на рабочих местах,

Видео (кликните для воспроизведения).

— установление в коллективном договоре перечня рабочих мест с оптимальными условиями труда, которые в связи с этим подлежат декларированию.

Источники


  1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  2. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  4. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
Специальная оценка условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here