Законодательная база для проведения проверки

Полезная информация на тему: "Законодательная база для проведения проверки" с комментариями и ответами на вопросы. На странице собрана вся информация по теме, что позволяет сделать верные выводы и принять решение. По всем вопросам обращайтесь к дежурному консультанту.

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Суть прокурорского надзора

Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.

В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • за соблюдением Конституции РФ;
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.

Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.

В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.

Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).

ПН производится в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб и контрактных управляющих;
  • закупочных комиссий;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.

Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):

  • обоснования заказа;
  • нормирования закупочной деятельности;
  • обоснования НМЦК;
  • соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
  • полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
  • соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.

Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.

Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.

Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения прокурорских проверок

Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.

Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.

В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.

Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.

Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:

  • прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
  • в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
  • заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
  • прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
  • по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).

Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.

Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:

  1. Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
  2. Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
  3. Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
  4. Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
  5. Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.

Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:

  • несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
  • противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
  • заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
  • несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора)

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора)

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Читайте так же:  Ипотека в примсоцбанке калькулятор, условия, программы кредитования, процентная ставка

ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5832).

ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706).

Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. № 678 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия».

Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союзаутв. Решением Комиссии таможенного союзаот 28 мая 2010 г. № 299

Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза утв. Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299

© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, 2006-2017 г.

Законодательная база для проведения проверки

Полный перечень нормативных актов, регулирующих деятельность негосударственных структур безопасности в Российской Федерации

1. Закон Российской Федерации № 2487-1 от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

2. Федеральный закон Российской Федерации № 31-ФЗ от 21.03.2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»

3. Федеральный закон Российской Федерации № 15-ФЗ от 10.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

4. Федеральный закон Российской Федерации № 59-ФЗ от 06.06.2005 г. «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

5. Федеральный закон Российской Федерации № 150-ФЗ от 13.12.1996 г. «Об оружии»

6. Федеральный закон Российской Федерации № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»

7. Федеральный закон Российской Федерации № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

8. Федеральный закон Российской Федерации № 80 от 02.07.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях»

9. Федеральный закон Российской Федерации № 45-ФЗ от 09.05.2005 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»

10. Постановление Правительства Российской Федерации №587 от 14.08.1992 г. «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»

( в ред. от 26.01.2012 N 10, от 16.04.2012 N 311, от 01.06.2012 N 544, от 04.09.2012 N 882)

11. Постановление Правительства Российской Федерации № 600 от 14.08.2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности»

12. Постановление Правительства Российской Федерации №179 от 04.04.2005 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 и от 21.07.1998 г. №814»

13. Приказ МВД РФ № 292 от 22.08.1992 г. «Об организации исполнения органами внутренних дел Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

14. Приказ МВД РФ № 568 от 15.07.2005 г. «О порядке проведения органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств»

15. Приказ МВД РФ № 568 от 15.07.2005 г. «О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств»

16. Приказ МВД РФ № 783 от 27.09.2005 г. «О Центральной комиссии МВД России по периодическим проверкам частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств»

17. Приказ МВД РФ № 1105 от 31.12.1999 г. «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью (вместе с «Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью»

18. Приказ Минздравмедпрома России № 90 от 14.03.1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»

19. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 23 от 06.02.2001 г. «О внесении изменения в Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г. №90»

20. Приказ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области № 268 от 11.04.2000 г. «Об утверждении Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, функционированием негосударственных образовательных учреждений по подготовке детективов и охранников, а также оборотом служебного оружия и специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

[3]

21. Федеральный Закон Российской Федерации № 77 от 14.04.1999 г. «О ведомственной охране»

Читайте так же:  Изменения 4 главы гк рф

22. Постановление Правительства Российской Федерации № 814 от

21.07.1998 г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ»

23. Постановление Правительства Российской Федерации № 574 от08.0б,1998 г. «О размерах единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ и патронов к нему, а также за продление срока их действия»

24. Постановление Правительства РФ № 1314 от 15.10.1997 г. «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»

25. Постановление Правительства РФ № 512 от 12.07.2000 г. «О порядке ввоза в РФ, вывоза из РФ и транзита по территории РФ взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий»

26. Постановление Правительства РФ № 468 от 26.06.2002 г. г. «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения» Постановление Правительства РФ № 467 от 26.06.2002 г. «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий»

27. Постановление Правительства РФ № 460 от 22.04.1997 г. «О мерах по обеспечению боевым ручным стрелковым оружием Центрального банка РФ (в том числе Российского объединения инкассации), Сберегательного банка РФ, Главного центра специальной связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации и их территориальных подразделений»

28. Приказ МВД РФ №288 от 12.04.1999 г. «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ № 814 от 21.07.1998 г.» (вместе с «Инструкцией по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ»

29. Приказ МВД РФ № 118 от 12.04.1994 г. «Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом»

30. Приказ МВД РФ № 356 «О дальнейших мерах по обеспечению исполнения ОВД законодательства Российской Федерации об оружии»

31. Приказ МВД РФ № 938 от 17.11.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками органов внутренних дел РФ на постоянное хранение и ношение»

32. Приказ МВДРФ№ 19 от 17.01.2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

33. Приказ Минздрава РФ №344 от 11.09.2000 г. «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензий на право приобретения оружия».

34. Приказ МВД России № 715 от 21 сентября 2009 г. «О мерах по совершенствованию организации лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации».

35. Постановление Правительства РФ № 1314 от 15.10.1997 г. «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»

36. Постановление Правительства РФ № 124 от 04.2010 г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия»

37. Приказ Минобрнауки России № 728 от 14 декабря 2009 г. « Отребованиях к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения

квалификации руководителей частных охранных организаций»

38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 430 от 26 апреля 2010 г. « О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников».

39. Приказ Минздравсоцразвития России №199 от 17 апреля 2009 г. «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих». Дополнить раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» новой профессией рабочего «Охранник» 4-6 разрядов (§ 262а),

40. Приказ МВД РФ № 783 от 27.09.2005 г. «О Центральной комиссии МВД России по периодическим проверкам частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» .

41. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»

42. Приказ МВД РФ от 19 июня 2006 г. « О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации».

43. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ. Статья 2.
В части шестой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167; 2006, N 30, ст. 3294; 2008, N 52, ст. 6227) слово «милицию» заменить словом «полицию».

Новые

44. ПРИКАЗ от 29 июня 2012 г. N 647 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ И РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ НА ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ »

Зарегистрировано в Минюсте России 3 августа 2012 г. N 25121

45. ПРИКАЗ от 28 мая 2012 г. N 543 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА У ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОШЕДШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ»

Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2012 г. N 24679

46. ПРИКАЗ от 29 сентября 2011 г. N 1039 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИНА ЧАСТНУЮ ДЕТЕКТИВНУЮ (СЫСКНУЮ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЛИЦЕНЗИИНА ЧАСТНУЮ ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УДОСТОВЕРЕНИЯ ЧАСТНОГО ОХРАННИКА (в ред. Приказа МВД России от 28.05.2012 N 543)

45.ПРИКАЗ от 22 августа 2011 г. N 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».

46.Приказ МВД РФ от 20 сентября 2011 г. № 1020 «Об утверждении Криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.

Правовые основы проведения налоговых проверок

«Налоги» (журнал), 2007, N 2

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес кардинальные изменения в статьи, которые регулируют порядок проведения проверок. Теперь, по заверениям депутатов, исключена возможность произвола со стороны чиновников налоговых органов и детально прописаны действующие процедуры налогового контроля.

Проверки, проводимые сотрудниками налоговой инспекции, бывают двух видов: камеральные и документальные выездные.

[3]

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие. Срок такой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Читайте так же:  Можно ли взять беспроцентный кредит наличными
Видео (кликните для воспроизведения).

В старой редакции ст. 88 Налогового кодекса РФ было сказано, что камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В новой редакции указанной статьи теперь отсутствует ссылка «служащих основанием для исчисления и уплаты налога». Сделано это потому, что теперь в ст. 88 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика при проведении «камералок». Так, согласно п. 4 обновленной редакции статьи налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Сейчас Кодекс предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. То есть цель камеральной проверки — проверить, как заполнены налоговые декларации, соответствуют ли они данным бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика.

Примеры: Постановления ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-939/04-АК, ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 г. по делу N А29-6147/2004а, от 11 июля 2005 г. по делу N А29-10784/2004а и от 27 мая 2005 г. по делу N А29-6937/2004а; ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 июля 2005 г. по делам N А33-31284/04-С4-Ф02-3285/05-С1, N А33-31147/04-С4-Ф02-3283/05-С1 и от 19 июля 2005 г. по делу N А33-815/05-Ф02-3338-05/С1.

Если налоговики нашли в налоговой декларации или расчете ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявили, что сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют тем, что есть у инспекции или полученным в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику. Он должен представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. В обновленной редакции ст. 88 сказано, что сделать это нужно в течение пяти дней.

А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: до внесения изменений Налоговый кодекс РФ по результатам камеральных проверок акт составлять не предписывал. И налоговики часто, проведя камеральную проверку и выявив (по их мнению) налоговые правонарушения, не сообщают ничего налогоплательщику, а сразу, не заслушав его пояснений или возражений, выносят решение о доначислении налогов и пеней, а также о привлечении к налоговой ответственности. Акт проверки при этом либо вообще не составляется либо составляется, но налогоплательщику о нем ничего не сообщается. Есть ли здесь нарушение закона?

Как и во многих других вопросах, связанных с проведением налоговых проверок, мнения специалистов здесь расходятся. Налоговые органы упрямо твердят о том, что раз ст. 88 Налогового кодекса РФ (раскрывающей понятие камеральной проверки) составление акта налоговой проверки не предусмотрено, то оно и не обязательно. В том случае, если налоговый орган по итогам проверки выносит решение только о доначислении налогов и пеней, то суждение это верное, и никаких противоречий здесь не возникает.

Однако картина меняется, если в решении фигурирует штраф. Налоговые органы настаивают на том, что акт налоговой проверки составлять все равно не требуется. Юристы же налогоплательщиков настаивают на том, что в этом случае речь идет о привлечении к налоговой ответственности, а оно производится в соответствии с порядком, определенным ст. 101 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 этой статьи устанавливает, что в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Как видно из текста статьи, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности он имеет право на:

  • представление в налоговый орган объяснений и возражений на акт налоговой проверки;
  • участие в рассмотрении материалов проверки.

При этом Кодекс не делает различия между выездной и камеральной проверками, он говорит только о налоговых проверках, родовом для предыдущих понятии. Поэтому если исходить из общего перечня требований, предъявляемых к оформлению результатов налоговых проверок, то следует признать, что в том случае, если результаты камеральной проверки не дают оснований полагать, что имело место налоговое правонарушение, то акт камеральной проверки может не составляться. Если же инспектор полагает, что основания для привлечения к налоговой ответственности имеются, то акт, безусловно, должен составляться, а затем рассматриваться по общим правилам, предусмотренным ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Арбитражные суды не имеют единой точки зрения на проблему. Некоторые из них считают несоставление акта камеральной проверки и непривлечение налогоплательщика к рассмотрению материалов проверки нарушением со стороны налогового органа, другие судьи нередко напрямую говорят: «Процессуальные нарушения нас не интересуют, будем рассматривать дело по существу». Как и прежде, все зависит от территориальной подведомственности суда, как и в других случаях, ФАС Северо-Западного округа поддерживает налогоплательщика. Примеры: Постановления от 14 января 2002 г. по делу N А56-23931/01, от 5 июня 2001 г. по делу N А26-500/01-02-04/41. А, скажем, ФАС Московского округа горой стоит за налоговиков (см., например, Постановление от 28 января 2004 г. по делу N КА-А40/11472-03).

Теперь все противоречия устранены. В ст. 88 Налогового кодекса РФ четко сказано, что, в случае если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, составляется акт проверки.

Согласно п. 6 обновленной редакции указанной статьи Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.

Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Как видите, в новой редакции статьи, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения.

Однако в ст. 93 Налогового кодекса РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок — выездных или камеральных. Да и в обновленном тексте ст. 88 Налогового кодекса РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Читайте так же:  Заявление на возврат товара

Сейчас проверяющие считают, что они вправе запрашивать любые документы в любых количествах, при этом они зачастую не утруждают себя подробным перечислением этих документов. Нередко в запросе говорится просто: «представить все первичные документы по представленной декларации». Непредставление документов в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ), а отказ в представлении документов наказывается штрафом в размере 5000 руб. При этом конкретного перечня документов, которые могут запрашивать налоговые органы, не существует. Теперь это устранено.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

В новой редакции ст. 89 Налогового кодекса РФ уточнено, что выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

До 2007 г. выездная проверка могла быть проведена только по местонахождению фирмы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки.

Анализируя судебную практику, следует сказать о том, что суды достаточно четко определяют, отсутствие каких реквизитов в решении о проведении проверки может привести к отмене решения инспектора, а каких — нет.

Так, по мнению судей ФАС Московского округа, если в решении не указано, какие именно налоги подлежат проверке, то это не влечет отмену проверки. Суд сослался на положения п. 2 ст. 4 Налогового кодекса. Данная норма указывает на то, что приказы МНС России не относятся к актам налогового законодательства. Следовательно, их нарушение не является основанием для признания решения о проведении проверки недействительным (см. Постановление от 22 мая 2003 г. по делу N КА-А40/2953-03).

В другом деле нарушение формы в совокупности с другими обстоятельствами привело к отмене решения налогового органа (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27). Налоговый орган принял решение о проведении повторной налоговой проверки, не указав в нем причину ее проведения, что является одним из обязательных реквизитов решения. Поскольку решение о назначении проверки не было мотивировано, вкупе с другими обстоятельствами суд признал требования налоговиков незаконными.

1.4. Законодательная и нормативная база аудита

Организация аудиторской деятельности в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Для качественного проведения аудита важная роль отводится стандартам. Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению результатов проверки.

Значение аудиторских стандартов заключается в том, что они имеют следующие особенности:

обеспечивается при их соблюдении высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых на-учных достижений;

определяют действия аудитора в конкретных условиях;

помогают пользователям понять процесс аудиторской про-верки;

облегчают работу аудиторов.

Стандарты подразделяются на:

Общие закономерности (постулаты).

Рабочие (специальные) стандарты.

Общие закономерности (постулаты) включают общий подход к проведению проверки — соответствие стандартам, согласованность, доступ к информации, ответственность руководства и др., и служат аудиторам в качестве схемы для формирования независимого мнения и составления аудиторского заключения.

Общие стандарты определяют качество и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, иначе говоря нормы поведения аудиторов.

К общим стандартам относят: независимость, конфиденциальность, компетентность, объективность, должное внимание.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты аудита, не имеет на проверяемом предприятии никаких имущественных или личных интересов.

Аудитор, таким образом, должен быть независимым, иметь доступ ко всем документам проверки и право получения необходимой информации.

Конфиденциальность — важнейшее требование при проведении аудита. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. За разглашение тайны своих клиентов ау-дитор несет ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, материальную ответственность.

Компетентность связана с тем, что аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор должен быть достаточно компетентен в главных вопросах проверки и не должен оказывать клиенту услуги, если он не обладает достаточной квалификацией.

Он должен использовать экономико-статистические и математические приемы анализа, модели факторного анализа, умело применять новые информационные технологии в аудиторской деятельности.

Аудитор должен быть достаточно объективным в проведении проверки.

Должное внимание связано с тем, что аудитор обязан действовать в процессе проверки с должным вниманием и быть предельно осторожным в соответствии со стандартом. Аудитор должен быть готов к возможным подделкам, припискам, различным нарушениям, уметь им противостоять.

Таковы общие стандарты аудита.

Рабочие (специальные) стандарты — это правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении проверки.

Рабочие стандарты включают:

Планирование, контроль и документирование.

Изучение и оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).

Аудит в условиях компьютерной обработки информации.

Рассмотрим эти направления.

Аудитор должен планировать проверку, чтобы улучшить качество проверки. Аудиторы осуществляют также контроль за проверкой участников аудиторской группы. Уделяется внимание внутреннему контролю по оценке бухгалтерского учета и отчетности, а также оценке риска.

Основой при проверке является достоверная информация, полученная в ходе проверки.

Аудитор для объективного заключения должен быть уверен в доброкачественной информации.

Доказательства бывают: внутренние, полученные от клиента, и внешние — от третьих лиц и других организаций.

Более ценными являются внешние доказательства (выписки из банковских счетов клиента и др.), а также доказательства, полученные самим аудитором с учетом риска.

Читайте так же:  Бланки и образцы

Собирая доказательства, аудитор: 1) проверяет арифметические расчеты клиента; 2) участвует в инвентаризации отдельных хозяйственных операций; 3) проверяет документы, полученные от клиента.

Компьютерная обработка данных оказывает воздействие на три аспекта аудита: 1) планирование; 2) оценку риска неэффективности контроля; 3) сбор фактических данных о деталях хозяйственных операций.

Наибольшее значение имеют особенности планирования и контроля при использовании компьютерных систем, тестирование процедур контроля и сбора данных о хозяйственных операциях.

Аудитор заканчивает разбор рабочих стандартов анализом документов (например, он анализирует документы, связанные с ростом прибыли, определяет при этом убыточные операции, следит за правильным распределением прибыли).

Стандарты отчетности — с их помощью аудитор может определить, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам. Аудитор должен выразить свое мнение по поводу их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено.

К стандартам отчетности относятся: отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских заключений, письменная информация аудитора руководству экономического объекта о результатах проверки. Эти стандарты являются крайне важными, вид и содержание отчетов должны быть известны не только самим аудиторам, но и всем пользователям отчетности, подтверждаемой аудиторским заключением.

Аудиторские стандарты могут быть представлены в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Схема аудиторскихстандартов

Таким образом, в стандартах отчетности, отчете (или выводах) должен быть адресат, заголовок, подпись и дата.

По содержанию отражается полнота, предмет проверки, законная основа, соответствие стандартам, современность.

При формулировке вывода аудитор должен обратить внимание на значимость вопросов, характер деятельности проверяемого предприятия.

Следует отметить, что мнение аудитора зависит от его интересов (профессиональных, моральных).

К перечисленным общепринятым стандартам периодически выпускаются дополнения.

Специфические стандарты используются в аудите в отдельных областях деятельности, например стандарты аудита банков, страховых организаций и др.

С развитием рыночных отношений и превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.

Несмотря на несомненные достижения в области создания международных стандартов аудита еще рано говорить о том, что подлинного единообразия уже удалось достичь. Современные международные стандарты можно рассматривать как совокупность национальных и региональных, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области значительно различается в разных странах. Причем лидерами в этой области, как и в сфере услуг вообще, являются про- мышленно развитые страны.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются ряд организаций. Основной организацией является Международный комитет аудиторской практики, действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров, которая создана в 1977 г. Однако Россия в эту организацию не входит. В разных странах по-разному применяют международные стандарты.

В России разработку аудиторских стандартов (с учетом международных стандартов) возглавляет научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ, который начал работы в данном направлении в 1993 г. Были выбраны десять стандартов, которые необходимо было разработать в первую очередь:

Основные принципы аудита.

Цели и объем аудита финансовых отчетов.

Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности.

Виды аудиторских заключений.

Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).

Действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибок.

Использование работы эксперта.

информация для руководства.

10. Дата составления аудиторского отчета, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчетности.

В целом предполагалось на основе стандартов, разработанных Международным комитетом по аудиторским стандартам, создать четыре группы российских аналогов:

Общие стандарты аудита.

Рабочие стандартв1 аудита.

Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных отраслях.

Проблема соответствия российских аудиторских фирм международным, стандартам аудита тем более актуальна в связи с жесткой конкуренцией на российском рынке со стороны крупных западных фирм.

Ведущие российские фирмы стремятся стать клиентами именно западных компаний. Поэтому перед российскими аудиторскими фирмами очень остро стоит вопрос соответствия международным нормам аудита с тем, чтобы составить реальную конкуренцию западным компаниям.

Российские аудиторские фирмы привлекают клиентов более низкими ценами и большим вниманием к пожеланиям клиентов. Преимущество западных фирм— громкое имя и прочная репутация.

При этом качество услуг, предоставляемых российскими аудиторами, обычно не хуже, чем у западных коллег. Однако развитию собственного российского рынка во многом мешает отсутствие ряда законодательно закрепленных стандартов аудиторской деятельности, которые стали бы ориентиром для всех фирм и установили бы критерии профессиональной ответственности аудиторов.

Особенности применения стандартов аудита в России и специфика аудита в целом во многом обусловлены тем, что российский аудит исторически возник на основе работы контрольно- ревизионных органов, в которых были как позитивные, так и негативные моменты.

Одним из недостатков работы таких служб является узковедомственный подход, вследствие которого много внимания при проверках уделялось поиску мелких ошибок, что должно было продемонстрировать дотошность проверяющих, а на крупные упущения часто «закрывались глаза», если речь не шла о хищениях. То, что российский аудит во многом «вырос» из ревизионных проверок, привело к искажению самого понятия «аудит».

[2]

Зачастую под целью аудита понимается не подтверждение отчетности, а выявление хищений, поиск финансовых злоупотреблений, проверка правильности налоговых расчетов и своевре-менности перечисления налогов в бюджет.

Национальная система российских стандартов, по мнению ведущих ученых, должна включать 59 правил, из которых 46 являются аналогами международных стандартов аудита (MCA), a дополнительные 13 стандартов— чисто российские. В качестве примера для сравнения приведем таблицу отечественных и меж-дународных стандартов аудита (причем ряд стандартов уже опубликованы и одобрены комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).

Следует отметить, что российские стандарты более подробные и раздел XI «Образование и подготовка кадров» целиком относится к российским стандартам (табл. 3).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 3. Сравнительная характеристика отечественных и международных стандартов аудита (МСА)

Источники


  1. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  2. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
  4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Законодательная база для проведения проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here